Образец схемы анализа урока по ФГОС — Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
Этапы анализа | Количество баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС ? Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД (универсальных учебных действий). Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Содержание урока Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Методика проведения урока
Что такое анализ урока?Бланк посещения урока Ф.И.О., должность посетившего урок_ Сведения о посещённом уроке: а) учитель_предмет_ б) дата_ группа № _, курс _, специальность_ в) тема урока_ Цель посещения_ СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ
_ (Подпись, посетившего урок) Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения Преподаватель_ Курс_ Группа_ Специальность_ Предмет_ Тема урока_ Дата проведения_ ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания.
Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц.1 2 3 4 5 Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина.1 2 3 4 5 Учебно – профессиональная мотивация учащихся:: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, профессиональная направленность урока 1 2 3 4 5 Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ТСО и оптимальность темпа урока, завершённость урока. Какие умения рассматривает анализ урока чтения по ФГОС?Схема анализа урока в рамках ФГОС — Класс — 8. Предмет — химия. Автор учебника – Г.Е. Рудзитис. Тема – Вода. Общее количество баллов – 24 балла. Краткий анализ результативности Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла). Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла). Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла). Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла). Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла). Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла). Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).
Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла). На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла). Что нужно знать при анализе урока по ФГОС?Методика проведения — Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов — приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников. Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей. Как сделать педагогический анализ урока?Анализ урока — 1. Подготовка учителя к уроку. Определение целей 2. Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО.3. Приемы и характер опроса: · Репродуктивный · Элементы поиска · Творческая направленность · Углубление и обобщение · Отработка основных понятий 4.
Методы обучения · Объяснительно-иллюстративный · Репродуктивный · Проблемный · Частично-поисковый (эвристический) · Исследовательский 7. Обучение навыкам учебного труда · Сравнивать, обобщать, делать выводы · Заучивать рациональным способом · Самоконтроль, взаиморецензирование · Аргументированное доказательство Предмет_ ФИО учителя_ Дата контроля_Класс_ Цель контроля_ _ Тема урока _ Тип урока _ Цели урока:
Оборудование _ Средства активизации _
Предмет _ФИО учителя_ Дата _ Класс_ Тема урока _ Цель посещения _ _ Готовность класса к уроку _Тема урока дана _ План работы дан _ Место урока в системе _ Активность класса _ Формы работы на уроке: фронтальная _, индивидуальная _, групповая _, парная _, ролевая парная _ Вид урока _ Использование совр. Ход урока Замечания, предложения Выводы: _ _ _ _ _ _ _ _ Рекомендации: _ _ _ _ _ _ _ Подпись учителя: _ Практическое занятие Посетите урок в одном из классов и дайте педагогический анализ урока, используя следующую примерную схему: Дата, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя. |