Какая Учебная Мотивация Является Наиболее Эффективной?


2.3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) (рисунок 2.8.). Рисунок 2.8. Структура мотивации обучения. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Рисунок 2.9. Мотивация как фактор регуляции действий и поступков учащихся. Успешность (эффективность) учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации.

  • Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации.
  • Однако прямая связь сохраняется до определённого предела.
  • При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации — эффективность деятельности падает (рисунок 2.10.).
  • Мотив обладает количественными (по принципу «сильный — слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы).

Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это — внутренняя мотивация. Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это — внешняя мотивация.

  1. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
  2. Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны.
  3. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией. Рисунок 2.10. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой; чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний (рисунок 2.11.). Значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана.

В каком случае учебная деятельность протекает наиболее эффективно?

Содержание: проблема продуктивности учебной деятельности в психолого-педагогической литературе, управление деятельностью, наполняемость термина «продуктивная учебная деятельность», составляющие компоненты продуктивности, роль родителей в успешности ученика, проблема продуктивности и эффективности обучения, теория мотивации Д.

  • Аткинсона, факторы продуктивности учебной деятельности, психические процессы и продуктивность обучения, мотивационные детерминанты, типы мотивации, роль эмоций в продуктивности обучения. — Лекция.
  • Социальная успешность выпускника школы в значительной степени основывается на продуктивности его учебной деятельности, которая характеризуется успеваемостью и успешностью.

Их уровень становится фундаментом общей продуктивности и эмоционального самочувствия младшего школьника. Согласно концепции ФГОС НОО в успешности (личностной, социальной, профессиональной) выражаются индивидуальные потребности личности. При этом продуктивность связывается с развитием мотивационной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебных мотивов,

  • Проблема продуктивности учебной деятельности рассматривалась и рассматривается многими исследователями с разных позиций (В.К.
  • Вилюнас, Т.Е.
  • Заводова, Е.Т.
  • Конюхова, Н.И.
  • Мешков и др.), но все же она сохраняет свою актуальность.
  • Вопрос о роли мотивации в структуре учебной деятельности активно разрабатывали А.Н.

Леонтьев, Л.И. Божович и др. Влиянию деятельности на становление мотивационной сферы посвящены исследования В.В. Давыдова, В.С. Ильина и др. На современном этапе развития науки данной проблеме так же посвящено много работ (Н.В. Бордовская, Ю.В. Варданян, Г.И.

Саранцев и др). В ходе исследований данными авторами выработаны подходы к усилению роли мотивации в структуре учебной деятельности, определено влияние мотивации на процесс протекания деятельности, доказана возможность изменения характера деятельности посредством мотивационной сферы. Деятельность всегда опосредована «психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире».

То есть в любой деятельности, в том числе учебной, всегда есть направленность на объект (предметность учебной деятельности), а так же она всегда осуществляется человеком (субъектность учебной деятельности). Управление деятельностью, в трактовке М.С. Кагана, идет со стороны психики по пяти блокам: 1.

Целенаправленная активность субъекта детерминируется внутренней мотивацией, выработка которой – первая задача управляющей подсистемы, то есть психики.2. Мотивация процесса деятельности преобразовывается в конкретную ориентацию этого процесса, выражающуюся в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.3.

ПОЧЕМУ ТЕБЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ/10 МИНУТ МОЩНОЙ МОТИВАЦИИ

Стратегия и тактика деятельности могут быть реализованы лишь при наличии некой операционной базы, при помощи которой действие непосредственно осуществляется.4. Реальное действие может остаться неосуществимым, если деятельность не будет располагать нужными энергетическими ресурсами, имеющими физическую и психическую природу.

Какая может быть мотивация к обучению?

Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания. Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребёнок возненавидит учёбу. Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов. Источник: freepik.com

Что мотивирует студента к учебе?

Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно.

  • В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.
  • Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни.
  • Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.

  1. Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день.
  2. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал.

Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные. Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать.

    Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.

    Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности?

    Важную роль в успешности учебной деятельности играет и сила мотивации, и ее структура как таковая. Согласно закону Йеркса—Додсона, сформулированному еще несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации, то есть, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.

    Что такое мотивация учебной деятельности?

    При изучении лекции Вы можете обратиться к презентационному материалу, Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о мотивации учебной деятельности и ее видах у обучающихся основной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

    В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса.

    Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях.

    Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

    Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

    Выделяют пять уровней учебной мотивации: 1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки).2.Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

    Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

    Что входит в мотивационную сферу обучающегося?

    Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят : потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. На наш взгляд, учителям следует учитывать, что существует мною различных причин снижения мотивации учении.

    На чем основывается мотивация?

    Виды мотивации — Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

  1. Положительная и отрицательная мотивация,
  2. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной.
  3. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
  4. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией.

Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией. Устойчивая и неустойчивая мотивация, Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Что такое мотивация школьников?

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. Дарья Кузнецова Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития. Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Первая неделя занятий бесплатно! Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат! начать заниматься!

В чем состоит роль мотивации учения?

Доклад на тему» Роль мотивации в повышении качества учебных достижений» Подготовила учитель начальных классов Шевкунова Наталья Леонидовна «Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский, В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % — от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой — с безразличием? Мотивация — это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.

Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится.

Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.А.С.Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности.В.А.Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «школу радости».

В педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех мотивирует школьника к учению. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин. Он убежден: если ребенка лишить веры в себя, вряд ли можно надеяться на его «светлое будущее».

Одно непродуманное слово, один неосторожный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Виды мотивации: 1, Мотивация лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• Положительная в двух формах: определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

    2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности • Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) • Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей) Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации осознание смысла предстоящей деятельности осознанный выбор мотива целеполагание стремление к цели (осуществление учебных действий) стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

    Что означает мотивация учения Что такое мотивы учения и обучения?

    Мотивация. Психология определяет это понятие так. Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

    1. Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
    2. Мотивация.
    3. Педагогика трактует это понятие так.
    4. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

    Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

    познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания).

    Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести

    диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий; ( Приложение 1 ) – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения; (Приложение 2) самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся. (Приложение 3)

    Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя: – учет возрастных особенностей школьников; – выбор действия в соответствии с возможностями ученика; – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; – использование коллективных и групповых форм работы; – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; – использование игровых технологий; – нестандартная форма проведения уроков; – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4) – создание ситуации успеха; – вера учителя в возможности ученика; – применение поощрения и порицания; – формирование адекватной самооценки у учащихся; – эмоциональная речь учителя.

    Скороходова Н.Ю в книге «Психология ведения урока» пишет: «Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке».

    Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.

    Что является ведущим мотивом учебной деятельности обеспечивающим эффективность процесса обучения?

    Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает. Недостатком программированного обучения является.

    • Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе.
    • Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.
    • Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на.
    • Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является.

    Понятие «обучаемость» определяется. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это Основной функцией педагогической оценки является. Воспитанность характеризуется.

    Педагогическая направленность — это. Знание педагогом своего предмета относится к классу Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется. Педагогическая деятельность начинается с. Основоположником русской педагогической психологии является. Первый этап становления педагогической психологии.

    Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г.

    • Ананьеву) относиться к.
    • Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы.
    • Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии – это.
    • Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в.

    Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это, Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученных изучал.

    Что является основными составляющими учебной деятельности?

    Структура учебной деятельности — Главными компонентами учебной деятельности являются :

    • Учебное действие
    • Учебная задача (обеспечивает усвоение обобщенного способа решения конкретного класса задач)
    • Действия контроля и оценки

    Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи, включают в себя :

    • преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
    • моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
    • преобразование модели отношения для изучения её свойств в чистом виде;
    • выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;
    • контроль за выполнением предыдущих действий;
    • оценку усвоения общего способа решения данной учебной задачи.

    Что понимают под обучением?

    Формулировки понятия «обучение» — Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

    1. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными»,
    2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование»,
    3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)»,
    4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле»,
    5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся»,
    6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс»,
    7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности»,
    8. «Понятие „обучение» характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения»,
    9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека»,
    10. «Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д.»,
    11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний»,

    В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие. Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах с логикой у авторов педагогической теории,

    Что относится к средствам учебной деятельности?

    Как и в любой человеческой деятельности средства учебной деятельности можно выделить в пять групп: материальные, информационные, языковые, логические, математические. Материальные и информационные средства — это, в традиционном понимании, средства обучения — игрушки (в раннем возрасте), учебное оборудование, учебно-наглядные пособия и т.д.

    • Характерно, что на ранних стадиях развития человечества — в традиционном и ремесленном типах организационной культуры специальных средств обучения, очевидно, вообще не было — обучение проводилось на реальных производственных орудиях — сохах, молотках, топорах и т.п.
    • Или же манускрипты, рукописные церковные книги и т.д.

    использовались одновременно как по своему прямому назначению так и, попутно, в целях обучения. За исключением, очевидно, игрушек, которые издревле являлись макетами и моделями орудий труда, предметов быта, а также людей и животных. Учебная книга как основное средство обучения появилась уже в научном типе организационной культуры с появлением книгопечатания.

    В рамках научного типа организационной культуры впоследствии стали интенсивно развиваться и другие средства обучения — наглядные пособия, макеты и модели и т.д., а в ХХ в. — технические средства обучения — кино, телевидение, компьютеры и т.п. Но материальные и информационные средства обучения специально создаются другими людьми — не самими обучающимися — издательствами, специализированными заводами, компьютерными фирмами и т.д.

    — за исключением тех редких случаев, когда наглядные пособия, макеты и т.п. создаются самими обучающимися. Все остальные средства учения — языковые, логические, математические осваиваются самими обучающимися в ходе самой учебной деятельности. Языковые средства: родной и иностранные языка, ряд специальных языков — язык чертежа, электрических схем, дорожных знаков и т.д.; а также специфические научные языки: математики, физики, химии и т.д.

    • И языки искусства.
    • Все эти естественные и искусственные языки являются средствами учения.
    • Начиная с родного языка.
    • Род-ной язык для ребенка является одним из первых обретений в его социализации и наследовании человеческой культуры.
    • На основе родного языка формируется и развивается мышление ребенка, в том числе понятийное, логическое мышление, развивается его сознание и самосознание, развивается общение с другими людьми, осваиваются другие языки и все учебные курсы.

    Развитие родного и других языков имеет важное значение на протяжении всей жизни: во-первых, язык человека — это его лицо, показатель его уровня культуры — вспомним известную пьесу Б. Шоу «Пигмалион». Во-вторых, языки любому человеку необходимы как средства продолжения образования на протяжении всей жизни, чтобы иметь возможность изучать любую науку, осваивать любую деятельность.