Для Чего Нужна Рефлексия На Уроке?


Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Почему важна рефлексия?

Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять.

Почему рефлексия важна для повышения эффективности?

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед». Евгений Доманский Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответына вопросы, которые сам себе задаёт.

Поскольку основным видом математической деятельности школьников является решение задач, то именно задачный подход мы рассматриваем в качестве основного средства формирования соответствующей мотивации. Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной деятельности.

Задачный подход существенно обогащает рефлексивный компонент математической деятельности: осознание учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.

  1. Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления.
  2. Но насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных.
  3. Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы, является наличие рефлексов.

По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы. Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер.

  • На возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее значение оказывают окружающие условия.
  • В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями.
  • Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно.

Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад».

  • По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.
  • Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией.
  • Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ.

Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний.

Для чего нужна рефлексия на уроке самопознания?

Рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.

Что такое рефлексия учебной деятельности?

Ход мероприятия — Слайд 1 Презентация Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно видеть Вас в нашей замечательной школе. Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: – Как вы считаете, что ответил мудрец? Слайд 2 «Всё в твоих руках». Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: Любимым, нужным, а главное – успешным! Действительно, все в наших руках! Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Главной целью современного образования стало развитие личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Одна из задач образования это воспитание человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации.

Формированию этого способствует рефлексия, Умение рефлексировать пригодится человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Она помогает ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Читайте также:  Можно Ли Отказаться От Записи Телефонного Разговора?

физическая (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 5 Исходя из функций рефлексии, посмотрите на классификацию на экране: Слайд 6 Рефлексия настроения и эмоционального состояния Применяю в начале урока или в конце деятельности. Слайд 7 (улыбнись), 8-10 ( фото Дети) Слайд 11-12 и просмотр ВИДЕО сюжетов (Утро – звонок, Мы умные) Слайд 13-16 (знаю, понимаю, могу) Использую также приёмы : Слайд 17-18 цветовое изображение настроения, кружки – смайлики, эмоционально-художественное ( картины), музыкальные фрагменты.

Чем помогает рефлексия?

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Что такое рефлексия простыми словами?

Рефле́ксия (тж. рефлекси́я ; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

  • Его содержание су­ще­ст­вен­но ме­нял­ось на про­тя­же­нии ис­то­рии европейской философии и науки,
  • В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».

В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г.В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления.

Сколько существует форм рефлексии?

Виды и формы, основные функции рефлексии. Учебная рефлексия. Введение. Одним из условий формирования регулятивного универсального учебного действия является рефлексия (от латинского «отражение») — умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии и её результатов.

В учебном процессе в настоящее время основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания обучающихся своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания.

  1. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
  2. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение.
  3. Принцип активности и сознательности является один из принципов развивающего обучения.

Ребенок может быть активен, осознавая цель учения, его необходимость, каждое его действие должно быть осознанным и понятным. Уже в предшкольной подготовке необходимо начинать обучение детей рефлексивной деятельности и активно продолжить в период школьного обучения.

Основная цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, результаты этой деятельности. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Виды рефлексии. Существуют разные виды рефлексии. Их можно подразделить по целям, задачам и способам ее организации, в зависимости от объекта рефлексирования:

Личностна — самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания; коммуникативная — анализ отношений с другими людьми; кооперативная — осмысление совместной деятельности для достижения общей цели; интеллектуальная — на знания, умения и навыки человека, сферы и способы их применения; социальная рефлексия — состояние человека через то, как его воспринимают другие люди; профессиональная — анализ движения по карьерной лестнице; учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке; научная — осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой; экзистенциональная, обдумывание смысла жизни; саногенная — контроль эмоционального состояния личности.

Читайте также:  Какие Формы Обучения Есть В Школе?

В педагогической практике применяется учебная рефлексия, примером которой может стать любое школьное занятие в соответствии с ФГОС: ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения Учебная рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание, включение ученика в активную познавательную деятельность.

Как провести рефлексию на уроке?

Эмоциональная —

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно». Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема.

И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем. Как и когда проводить? Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками.

Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

  1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.
  2. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.
  3. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.

Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

    Для чего нужна самооценка и рефлексия?

    Понятие рефлексии Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

    Что такое умение рефлексировать?

    Навык рефлексии и самосознания, то есть умение анализировать и оценивать себя, своё поведение и поступки, делает людей более уверенными в себе, творческими и счастливыми.

    Что такое рефлексия учителя?

    Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Профессиональная рефлексия для учителя – это вдумчивое и ответственное отношение учителя — профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей.

    Что такое рефлексия на уроке русского языка?

    Галко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №9 г.Слуцка» Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. Конфуций Что такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя: собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

  1. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».
  2. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
  3. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  4. В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании.

Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием.

  1. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
  2. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
  3. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ.

Умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Важно настроить участников на рефлексию: прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом; при проведении рефлексии учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель.

Что значит жить в рефлексии?

Рефлексия – в психологии это размышление о своем состоянии, склонность анализировать свои переживания и поступки. Оно происходит от латинского слова reflexio – обращение назад, то есть обдумывание того, как ты поступил, и причин этих поступков. Саморефлексия в психологии – то же самое, что рефлексия.

Что значит человек рефлексирующий?

Что такое рефлексия? — Рефлексировать — значит тщательно анализировать произошедшие события, давать оценку своему поведению и реакции на окружающих. Данный психологический феномен позволяет личности осуществить самоанализ и сделать определенные выводы.

Личность, которая работает над развитием данных навыков, всегда будет выигрышно смотреться на фоне других. Она способна направлять свои мысли в правильное русло. Если говорить кратко, то человек с навыками рефлексии при просмотре фильма сможет вынести для себя определенный смысл, погружаясь в изучение характеров и поведение героев.

Другой же человек просто посмотрит фильм и забудет. Впервые о рефлексии в психологии заговорил Адольф Буземан в 1920 году. Он считал, что данное определение уместно в том случае, когда человек способен заглянуть в себя. Способность к рефлексии помогает не только проводить тщательный анализ произошедших событий, но и существенно улучшить качество жизни.

  • стать более решительным и начать действовать;
  • объективно смотреть на поведенческие аспекты и корректировать их в зависимости от своего видения;
  • совершенствовать свои способности и заниматься саморазвитием;
  • максимально очистить свое сознание от негатива и получать от жизни удовольствие.

Рефлексирующий человек в психологии — это личный психоаналитик, способный самостоятельно трезво оценивать происходящее вокруг, основываясь на своем жизненном опыте. Существует теория, что в большей мере рефлексия присуща женщинам, так как они являются очень чувственными натурами.

Что такое умение рефлексировать?

Навык рефлексии и самосознания, то есть умение анализировать и оценивать себя, своё поведение и поступки, делает людей более уверенными в себе, творческими и счастливыми.

Что такое рефлексия Для решение каких задач приходилось использовать?

Введение в рефлексию. Класс System.Type — Последнее обновление: 17.02.2022 Рефлексия представляет собой процесс выявления типов во время выполнения приложения. Каждое приложение содержит набор используемых классов, интерфейсов, а также их методов, свойств и прочих кирпичиков, из которых складывается приложение.

Assembly : класс, представляющий сборку и позволяющий манипулировать этой сборкой AssemblyName : класс, хранящий информацию о сборке MemberInfo : базовый абстрактный класс, определяющий общий функционал для классов EventInfo, FieldInfo, MethodInfo и PropertyInfo EventInfo : класс, хранящий информацию о событии FieldInfo : хранит информацию об определенном поле типа MethodInfo : хранит информацию об определенном методе PropertyInfo : хранит информацию о свойстве ConstructorInfo : класс, представляющий конструктор Module : класс, позволяющий получить доступ к определенному модулю внутри сборки ParameterInfo : класс, хранящий информацию о параметре метода

Эти классы представляют составные блоки типа и приложения: методы, свойства и т.д. Но чтобы получить информацию о членах типа, нам надо воспользоваться классом System.Type, Класс Type представляет изучаемый тип, инкапсулируя всю информацию о нем. С помощью его свойств и методов можно получить эту информацию. Некоторые из его свойств и методов:

Метод FindMembers() возвращает массив объектов MemberInfo данного типа Метод GetConstructors() возвращает все конструкторы данного типа в виде набора объектов ConstructorInfo Метод GetEvents() возвращает все события данного типа в виде массива объектов EventInfo Метод GetFields() возвращает все поля данного типа в виде массива объектов FieldInfo Метод GetInterfaces() получает все реализуемые данным типом интерфейсы в виде массива объектов Type Метод GetMembers() возвращает все члены типа в виде массива объектов MemberInfo Метод GetMethods() получает все методы типа в виде массива объектов MethodInfo Метод GetProperties() получает все свойства в виде массива объектов PropertyInfo Свойство Name возвращает имя типа Свойство Assembly возвращает название сборки, где определен тип Свойство Namespace возвращает название пространства имен, где определен тип Свойство IsArray возвращает true, если тип является массивом Свойство IsClass возвращает true, если тип представляет класс Свойство IsEnum возвращает true, если тип является перечислением Свойство IsInterface возвращает true, если тип представляет интерфейс