Что Философы Понимают Под Понятием Рефлексия?


Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2021 года; проверки требуют 6 правок, Рефле́ксия (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, культуры и её оснований,

В чем заключается суть понятия рефлексия?

Рефле́ксия (тж. рефлекси́я ; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

Его содержание су­ще­ст­вен­но ме­нял­ось на про­тя­же­нии ис­то­рии европейской философии и науки, В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».

В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г.В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления.

В чем заключается идея рефлексии у Гегеля?

«Рефлексия, – отмечал Гегель, – есть прежде всего движение мысли, выходящее за преде- лы изолированной определенности и приво- дящее ее в отношение и связь с другими опре- деленностями так, что определенности хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость» [ Гегель, 1974.

Что относится к рефлексии?

РЕФЛЕКСИЯ – понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека.

Рефлексия в конечном итоге есть осознание практики, мира культуры и ее модусов – науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия – рефлексия разума. Рефлексия мышления над предельными основаниями знания и жизнедеятельности человека составляет собственно предмет философии.

Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки рефлексии. Рефлексия имеет два смысла – размышления, объективирующегося в языке и произведениях культуры, и собственно рефлексии, размышляющей об актах и содержании чувств, представлений и мысли.

Одной из проблем, поставленной в связи с процедурами рефлексии, была возможность существования дорефлективного и в принципе нерефлектируемого опыта. Если классический рационализм не допускал существования до- и внерефлективного опыта, постепенно расширяя сферу действия рефлексии от восприятия до воли, коль скоро рефлексия предполагает усилия мысли и воли, то иррационализм подчеркивал нередуцируемость непосредственного опыта, его изначальность и неподвластность рефлексии.

Нередко рефлексия отождествляется с процессами самосознания, самопознания, самопонимания и понимания Другого, хотя уже давно в истории философии акты самосознания относились к антропологии и психологии, а акты рефлексии – к способам организации и обоснования мышления, ориентированного на постижение истины, и тем самым к внеличностному, божественному или трансцендентальному знанию.

Выдвижение идеи рефлексии и ее приложение к познавательным актам было связано с метафизикой света и с трактовкой знания как «естественного» или «божественного» света разума. Особенностями рефлексии являются 1) ретроспективность, предполагающая, что мысль поворачивает назад, к опытно-постигающему субъекту, 2) делает объектом размышления его акты и их содержание, 3) противостоит созиданию и предметно-практической деятельности, 4) продуцируя свою субъективность 5) и проводя отстраненную дистанцию между тем, что рефлектируется, и субъектом рефлексии.

Метафизика субъективности, рассматривавшая рефлексию как мышление о мышлении, противопоставляется в современной философии онтологической интерпретации актов понимания, неотторжимых от той действительности, с которой они сопряжены и которую они выражают.

Мышление трактуется как мышление-в-потоке жизни, а дистанцирование, с которым связан акцент на рефлексивной трактовке мышления, рассматривается как ограниченное и требующее деконструкции. Проблема рефлексии впервые была поставлена Сократом, согласно которому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к.

наиболее подвластна человеку деятельность его собственной души, самопознание есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое и есть знание самого себя (см.

Читайте также:  Как Это Очно Заочная Форма Обучения?

Что такое рефлексия на уроке?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Кто ввел понятие рефлексия?

В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются с высшей функцией сознания, которая заключается в способности анализировать самого себя. Когда возникло понятие «рефлексия», в каком возрасте она проявляется впервые и к чему может привести? (Ударение, кстати, строго на второй слог.) — Французский философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден считал, что человека от животного отличает именно рефлексия.

  1. Он называл так способность не просто что-то знать, но еще и знать о своем знании.
  2. Само слово произошло от позднелатинского reflexio, что переводится как «обращение назад, отражение».
  3. Первым термин «рефлексия» употребил английский философ Джон Локк в XVII веке, описывая процесс возникновения новых идей.

Он назвал рефлексией наш внутренний опыт, считая ее одним из способов познания, «мыслью о мысли». Сейчас в философии это понятие трактуется довольно широко: оно может значить и наблюдение за состоянием души, и способность разума исследовать себя, и анализ знания для получения нового знания, и размышления над мотивами собственного поведения.

  1. Общее во всех значениях то, что человек занимает внешнюю позицию по отношению к своим чувствам, убеждениям, опыту.
  2. Ученые отмечают, что способность рефлексировать начинает формироваться в 9–10 лет.
  3. Вместо беспомощного «У меня не получается» у ребенка возникают вопросы «Могу ли я решить эту задачу?» и «Чего мне недостает для ее решения?».

То есть срабатывает механизм, который позволяет определять границы собственных возможностей. Дальше уровень самоанализа растет и приводит подростка к жизненно важным вопросам о себе и своем месте в мире. Этот термин встречается во многих науках: социологии, лингвистике, физике, информатике, экологии, — но наиболее широкое распространение он получил в психологии и философии — как ключевое условие для самопознания. © Alicja Kwade В психологии есть разные виды рефлексии. Личностная рефлексия предполагает самоанализ, исследование образов собственного «я». Коммуникативная рефлексия направлена на анализ действий других людей. С ее помощью мы меняем представления о собеседнике или проявляем такие качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость.

Читайте также:  Какая Форма Обучения Является Ведущей В Школе?

В чем сущность философской рефлексии?

Философская рефлексия: сущность, типы, формы статья — Статья опубликована в высокорейтинговом журнале Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science Статья опубликована в журнале из перечня ВАК Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 августа 2018 г.

Авторы: Лебедев С.А., Лазарев Ф.В. Журнал: Вопросы философии Номер: 6 Год издания: 2016 Издательство: Наука Местоположение издательства: М. Первая страница: 15 Последняя страница: 28 Аннотация: Предмет статьи — систематический анализ одного из главных методов философского познания- философской рефлексии, раскрытие ее сущности, особенностей, форм и типов. Философская рефлексия понимается как теоретическая реконструкция предельных оснований основных видов человеческой деятельности: познавательной, коммуникационной, практической. Выделены следующие виды философской рефлексии: трансдоксальная,парадоксальная,фундаментальная, конститутивная,когнитивная. Показаны возможности и границы каждого из видов рефлексии,а также метода философской рефлексии в целом. Полученные в статье результаты и выводы имеют фундаментальное значение для понимания природы философского знания, закономерностей его функционирования и развития. Добавил в систему: Лебедев Сергей Александрович

Кто сказал что философия это эпоха схваченная в мысли?

Предисловие Философия как потребность человеческого духа — Когда люди произносят слово «философия», то нередко вкладывают в него далеко не совпадающие смысловые и эмоциональные оценки. «Это очень интересная и содержательная наука», – говорят одни; другие утверждают: «И без нее проживем».

Зачастую в сознании людей, никогда не занимавшихся изучением этой науки, возникает представление о философии как о чем-то чрезвычайно сложном, мудреном и оторванным от реальной жизни. Вот некоторые наиболее известные высказывания в адрес философии: «Философия – это квинтэссенсия духовной жизни времени» (К.

Феномен рефлексии в философии

Маркс); «Философия – это эпоха схваченная в мысли»; «Философия – это мыслящий дух эпохи» (Г.В.Ф. Гегель). Но есть и другие выражения. Например, поэт Г. Гейне говорил: «Философия – это такая вещь, которой и собаку из конуры не выманишь». Все эти высказывания и суждения побуждают любознательного человека попробовать самостоятельно ответить на вопрос: «А что же на самом деле представляет собой духовный феномен, имя которому «Философия», возникший более двух с половиной тысяч лет назад и по сей день не перестающий занимать сознание людей»? В чем причина живучести философии? Попытки ответить на эти вопросы неизбежно приводят любого мыслящего человека к заключению о том, что философия в силу своей специфики ставит и решает такие проблемы, с которыми приходится сталкиваться каждому новому поколению и от осмысления которых оно не может уклониться.

  • При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что специфика философии – это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения.
  • Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что представляют собой жизнь, смерть, счастье? Это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению.
Читайте также:  Какие Этапы Включает Проектный Тип Деятельности?

Эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда – неуничтожимость философии. У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок.

Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновение взглядов и непримиримые дискуссии – все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов: это важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовные драмы и коллизии.

Потребность в философствовании укоренена в самой природе человека. «Все люди, – писал выдающийся древнегреческий философ Аристотель, – по природе стремятся знать Укрепляться в мудрости и познавать самих себя свойственно людям. Невозможно жить без этого».