В Чем Главное Отличие Урока Развивающего Контроля От Работы Над Ошибками?


На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

В чем состоит особенность организации и проведения урока развивающего контроля?

Его цели: 1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля.

Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа : 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках.

Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Структура уроков развивающего контроля Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы.

Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта; взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга.

  1. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок; педагогический контроль – эталон находится у педагога.
  2. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Что такое Урок развивающего контроля?

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.

Читайте также:  Можно Ли Снимать Учителя В Школе?

Что формируют у учащихся уроки Общеметодологической направленности?

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Деятельностная цель уроков общеметодологической направленности: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель уроков, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Уроки общеметодологической направленности призваны формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие,

Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки могут быть надпредметными и проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

  • Отдельные предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук.
  • Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера.
  • Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах. Задача.
  • Определите, какой геометрической фигуры не хватает.

Вариант 1. Вариант 2. Как видим, вариант 1 отличается от варианта 2 лишь расположением фигур. Но при первом же взгляде на второй рисунок становится понятным, что для построения фигурки человека не хватает еще одного маленького четырехугольника, чего нельзя мгновенно определить по первому рисунку, где фигуры расположены случайным образом, не «системно».

  • Точно таким же образом, если схема ориентировочной основы действий строится учащимися вначале и анализируется в завершение изучения различных разделов курса, учащиеся воспринимают учебный материал не как разрозненные факты, а как целостную систему, все элементы которой связаны между собой.
  • Не менее важно организовать и осознание детьми личностного смысла собственной учебной деятельности, понимание ее системы и структуры, методов и форм ее реализации.

Только в этом’ случае они становятся ее подлинными субъектами, а не формальными исполнителями. Учитель выступает в роли организатора этого процесса. Отличительной особенностью уроков общеметодологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

Что такое урок по фгос?

Урок – это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся. ФГОС предъявляют к современному уроку особые требования, направленные на повышение его эффективности. Какими должны быть уроки по ФГОС? Читайте наш материал.

Что является целью этапа актуализации на уроках развивающего контроля?

Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: — организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

Какие формы имеет Урок развивающего контроля?

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Уроки развивающего контроля (РК) имеют следующую структуру: 1) мотивация к учебной деятельности; 2) актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в контрольной работе; 3) локализация затруднений; 4) построение проекта выхода из затруднений; 5) реализация построенного проекта; 6) обобщение затруднений во внешней речи; 7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8) включение в систему знаний и повторение; 9) рефлексия учебной деятельности на уроке.

Уроки РК по своей структуре, методике подготовки и проведению напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем, уроки этих двух типов имеют некоторые существенные различия. Дело в том, что теоретически обоснованный механизм деятельности контроля предполагает: 1) предъявление контролируемого варианта; 2) наличие понятийно обоснованного эталона (а не субъективной версии); 3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном установленным способом; 4) оценка результата сопоставления в соответствии с заранее согласованным критерием.

Поэтому на уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается не только на самопроверку усвоения знаний, выявление и коррекцию затруднений, но и, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата в форме отметки.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ учащимися выполненной контрольной работы и коррекция ими допущенных в работе ошибок.

Данные этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки работ детей (это время не должно превышать 1–2 дней). Следует отметить, что если дети приучены к самопроверке, то время на проверку работ существенно уменьшается, поскольку учителю остается оценить лишь объективность самопроверки и аккуратность ведения тетрадей.

  • В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
  • Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
Читайте также:  Как Все Успевать Во Время Учебы?

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование умений самооценки происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог.

Какие бывают типы уроков по фгос?

Типология уроков по ФГОС в начальной школе

Типология уроков
1Урок изучения нового материала
2Урок закрепления знаний и способов действий
3Урок систематизации и обобщения знаний
4Урок повторения

Что такое рефлексия на уроке?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В чем сущность дидактических требований к уроку?

— четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Сколько этапов урока?

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

Как правильно ставить цели урока?

Требования к формулированию целей Цель должна быть: а) четко сформулированной; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной. Чѐтко, грамотно сформулированная цель занятия — это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока.

Какой может быть тип урока?

В основном это связано с тем, что акцент в образовании перенесен на запрос ученика, его интересы и нужды. Не учитель предписывает содержание материала, а ученик осознает необходимость для него предложенных знаний. Это отражается на форме проведения урока, который неизбежно должен включать в себя создание ситуации осознания обучающимися «недостаточности знаний», которая создает мотивацию для изучения нового материала, а затем создание «учебной ситуации», в рамках которой ученики получают возможность более или менее самостоятельного поиска недостающей информации.

Читайте также:  Что Должно Быть В Тех Карте?

Урок усвоения новых знаний

Это урок, на котором учитель объясняет новый материал. Он строится в соответствии с требованиями ФГОС несколько иначе, нежели прежде.

  • В начале следует провести этап мотивации, который, впрочем, немногим отличается от прежнего оргмомента.
  • Затем следует этап актуализации изученного (повторения) с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию.
  • Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом (например, в процессе наблюдения или эксперимента). Это так называемое первичное усвоение материала.

А далее:

  • Этап самостоятельного осмысления; в его ходе школьники выполняют работу самостоятельно.
  • Проверка. Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения.
  • Инструктаж по домашнему заданию ; рефлексия,

Разумеется, это приблизительный план хода урока. При этом решаются различные задачи: образовательные (научить, познакомить, проанализировать и т.д.), воспитательные (формировать познавательную и творческую активность, любовь к Родине, к природе, к литературе, воспитывать упорство, любознательность и проч.) и развивающие (формировать умение анализировать, сопоставлять, читать схемы, пользоваться справочной литературой и т.п.).

Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала)

Он применяется тогда, когда на какую-либо тему отводится несколько учебных часов. Это нередко бывает на уроках русского языка и математики, а также в начальной школе. Структура этого урока аналогична предыдущему и отличается тем, что после актуализации знаний на стандартном материале предлагается нестандартное задание, которое, однако, можно выполнить на основе имеющихся у учащихся знаний.

Урок рефлексии по ФГОС (систематизации и обобщения полученных знаний)

Такому уроку в свете нового ФГОС придается особое значение, поскольку он помогает учащимся «разложить все по полочкам».

Что такое урок Общеметодологической направленности?

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Что такое рефлексия на уроке?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.