Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.
- Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.
- Предлагаемый ниже материал на эту тему можно использовать на уроках русского языка, литературы, риторики в 5-7 классах, учитывая при подборе дидактического материала возрастные особенности и речевую подготовку школьников.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу.
- Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.
- Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
- Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Таким образом, умение составлять опорный конспект — одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. Урок знакомства с опорным конспектом начинаем с беседы. — Многие из нас, наверное, хотели бы иметь волшебную палочку, с помошью которой можно было бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое главное из прочитанного или услышанного.
Я не обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку, но думаю, что сегодняшний урок поможет нам научиться лучше понимать устный или письменный текст и запоминать его. Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы можете сказать об опорных или ключевых словах? (По ключевым словам можно понять тему текста, восстановить его содержание.
Мы используем опорные слова для пересказа, подготовки устного выступления.) — Эти знания помогут вам понять, что такое опорный конспект, как он составляется. Ведь в опорных конспектах, конечно, содержатся опорные слова. Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста.
Что это такое опорный конспект?
УДК 616.31:378.147 ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ: ИХ РОЛЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ 111 2 Андросова О.В., Ковалева О.В., Лозбенев С.Н., Щербакова Е.Г.1 Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул.
Крупской, д.28 ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», Россия, 214012, г. Смоленск, ул. Беляева, д.7 Резюме. Опорные конспекты — это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в модели, формулы, таблицы и схемы. Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения.
Ключевые слова: обучение, опорный конспект, новая информация. BASIC SCHEMES: THEIR ROLE IN TEACHING STUDENTS AT THE DENTISTRY FACULTY 111 2 Androsova O.V., KovalevaO.V., Lozbenev S.N., Sherbakova E.G.1Smolensk State Medical University, 28 Krupskaya str., Smolensk, Russia, 214019 «Stomatologic policlinic № 1», 7, Belyaeva St., Smolensk, Russia, 214012 Abstract.
- Basic schemes are form of very short and generalized theoretic information, usually given in models, formulas, tables and diagrams.
- Compilation of reference notes is one of the most important techniques of training.
- Ey words: training, basic scheme, new information.
- Введение На данном этапе развития научно-технического процесса предъявляются высокие требования к уровню подготовки специалистов, и врачей, в частности.
Развитие современной системы образования связано с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения, Одним из методических приемов является использование на теоретической части практического занятия опорных конспектов, способствующих наилучшему усвоению новой информации, развитию мышления обучающихся.
- Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают учащихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке.
- У них развиваются память, логическое, ана- литическое и пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируется состояние «могу, умею, делаю».
Всем преподавателям высшей школы известна проблема адаптации первокурсников к условиям учебы в вузе. Далеко не все из них умеют конспектировать, более того, далеко не все этому учатся. Даже среди старшекурсников немало тех, кто не сокращает слово, фразу.
- Лекции часто превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, за которой теряются возможности активного осознания обучающимися информации уже на лекции.
- Поэтому мы говорим о том, что ведение опорных конспектов содействует повышению уровня самооценки обучающихся, способствует повышению профессиональных качеств будущих специалистов.
Применение опорных конспектов в обучении значительно облегчает труд пре- подавателя и обучающегося, способствует целостному восприятию предмета, развивает умственные способности студентов, обеспечивает высокое качество знаний, Цель работы: раскрыть понятие, роль и применение опорного конспекта в процссе преподавания и усвоения учебной дисциплины профессионального цикла стоматологического образования.
Что такое опорный конспект по истории?
Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.2. Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока.
Как представлен учебный материал в опорном конспекте?
Библиографическое описание: — Калмыкова, Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н.В. Калмыкова, С.Ф. Петряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С.53-58. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19341/ (дата обращения: 06.10.2022).
На современном этапе перед профессиональным образованием остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития высшей школы с учетом современных требований к качеству подготовки специалистов.
Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта. Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым.
- Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию».
- Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов»,
Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы.
По определению С.А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т.д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию, Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте.
Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект. Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта. В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта: — опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию; — опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания); — опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение; — опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.В.Ф.