ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» Рекомендации по планированию, проведению и анализу занятия в учреждении дополнительного образования детей Методические рекомендации Составитель: Банникова Марина Владимировна Рекомендовано к распространению методическим советом ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.
Содержание | |
Пояснительная записка | 4 |
1. Первые занятия в творческом объединении | 5 |
2. Методы обучения в системе дополнительного 3. Методики обучения, используемые в сфере
дополнительного образования детей | 8 | |
4. | Средства обучения | 9 |
5. | Педагогические технологии, используемые в сфере | 9 |
дополнительного образования детей | ||
6. | Принципы обучения | 16 |
7. | Методика конструирования задач учебных занятий в | 18 |
системе дополнительного образования | ||
8. | Основы построения учебного занятия | 19 |
9. | Традиционные и нетрадиционные формы | |
организации деятельности обучающихся | ||
в образовательном процессе | 22 | |
10. Алгоритм подготовки учебного занятия | 23 | |
11. Примерная структура занятия | 25 | |
12. Анализ учебного занятия. | 29 | |
Приложения | 43 | |
Литература | 44 |
Пояснительная записка В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Возрастают требования к содержанию и качеству образования. Это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Что такое структура учебного занятия?
Структура учебного занятия – логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих целостность урока. Ранее в качестве этапов рассматривались способы преподавания: опрос, объяснение, закрепление, выдача домашнего задания.
На каком этапе учебного занятия необходимо выявлять качество усвоения знаний и способов деятельности обучающихся?
V этап -контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Можно ли внести изменения в расписание дополнительного образования в течение учебного года?
3.1. В течение учебного года в расписание могут вноситься изменения, связанные с временным отсутствием отдельных педагогических работников, перераспределением учебной нагрузки, другими уважительными причинами.3.2.
Какие этапы включает учебное занятие?
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов : организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного.
Какие бывают виды занятий?
В среднем профессиональном образовании устанавливаются следующие основные виды учебных занятий : урок; теоретическое занятие ; практическое занятие ; лабораторное занятие ; контрольная работа; консультация; самостоятельная работа; учебная практика; выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);
Что определяет тип учебного занятия?
Типология историко-педагогического происхождения — Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов). В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются:
- урок,
- лекция,
- семинар,
- мастер-класс
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- контрольная работа ( экзамен, коллоквиум, зачёт ),
- конференция,
- др. виды учебных занятий.
Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.
Какие формы учебных занятий в дополнительном образовании относятся к традиционным?
Слайд 1 Формы занятий в учреждениях дополнительного образования Слайд 2 Традиционные формы занятия в дополнительном образовании Лекция — устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Семинар — форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
- Учебная игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
- Дискуссия — всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Беседа — это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Конференция — собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Слайд 3 Традиционные формы занятия в дополнительном образовании Туристический поход — передвижение группы людей с определенной целью. Утренник, праздник т.д. — организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Соревнование -та или иная деятельность (работа, игра и т.п.), в которой, участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве.
Практическая работа — это особый вид деятельности учащегося, что подразумевает выполнения разноплановых заданий, что не связаны с какой-либо обработкой теоретического материала Самостоятельная работа -это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы.
- Тренировка — это общедидактический метод обучения предусматривающий использование тренировочных упражнений.
- Слайд 4 Специфические формы занятий * Выездные соревнования * Экскурсия * Поход * Концерт * Репетиция * Игровой зачет * Клубная встреча * Выпуск газеты * Выставка * Тренинг Слайд 5 Нетрадиционные формы занятий Социодрама — сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев.
Ситуация выбора. Презентация – описание предмета, его социального предназначения. Защита проекта — проецирование изменений действительности, предложение новых идей. Философский стол — коллективный поиск социального значения и личностного смысла явлений жизни «День добрых сюрпризов» — практика оказания внимания.
- «Конверт вопросов» — свободный обмен мнениями в дружеской обстановке.
- Выпускной ринг — отчет выпускников творческих коллективов, создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива.
- Психологическое занятие — проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Слайд 6 Виды нетрадиционных занятий Занятия в форме соревнований и игр : конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.
Какой должна быть профессиональная позиция педагога при проведении учебных занятий в системе дополнительного образования детей?
Требования к занятию в системе дополнительного образования Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности Активная позиция ребенка Чётко сформулированные тема, цель, задачи урока Соотнесение цели и результата
Что учитывается при определении объема учебного содержания на каждом занятии?
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ДОУ 1. Занятия как форма обучения Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия — школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках.
- Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».К.Д.
- Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение — это труд».
Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
- Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.А.П.
- Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.
К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.
- При этом А.П.
- Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей.
- При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.
Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Кто составляет расписание занятий?
Кто составляет расписание в вузе — Сначала ответим на самый главный вопрос — кто же занимается составлением расписания занятий в вузе. Как правило, за это отвечают сотрудники специального отдела — диспетчерской. Диспетчерская обычно входит в состав учебной части и в ней работают от 2 до 5 человек (в зависимости от структуры вуза).
Сотрудники кафедры или деканата приносят в диспетчерскую специальный документ — ведомость учебных поручений, которую составляют на основе учебного плана, В нём указаны важные данные: какие предметы будут у студентов в следующем семестре, и какой преподаватель их ведёт. Разработка расписания для осеннего семестра учебного года начинают в конце июля-начале августа, для весеннего — в декабре-январе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Кто утверждает расписание уроков?
Перед началом учебного года директор школы утверждает расписание уроков.
Кто отвечает за расписание в школе?
2.1 Ответственным за составление расписания является работник школы, на которого возложены обязанности по составлению расписания в текущем году.2.2.
Как часто должны обновляться дополнительные общеобразовательные программы?
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Как могут быть организованы занятия в объединениях дополнительного образования?
9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Какие задачи планируемые в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы?
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
- Электронная почта
07.03.2016 Автор: Буйлова Л.Н. Буйлова Л.Н. Современное дополнительное образование детей переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, требующих пересмотра и изменения фундаментальных основ, на которых оно было построено. В этой связи актуальным становится вопрос: должны ли быть приведены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ? Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? Многие регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (хотя разработка таких рекомендаций не предусмотрена законодательством и не может являться обязательным требованием для образовательных организаций), зачастую навязывая разработчикам образовательных программ установки, противоречащие законодательно установленным положениям.
- Поэтому возникает острая необходимость разобраться, какой должна быть дополнительная общеобразовательная программа, чтобы находится в рамках правового поля, и как практикам правильно составлять, оформлять и предъявлять свой главный документ.
- Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ФЗ ст.23), то есть, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1).
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам (ФЗ ст.75, п.4).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы направлены на создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе; удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области; оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ, направлены на общее развитие личности в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями учащихся.
Кто утверждает дополнительную общеобразовательную программу?
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 ч.2 ст.75 излагается в новой редакции ( ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию,2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
КонсультантПлюс: примечание. С 01.01.2023 в ч.4 ст.75 вносятся изменения ( ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию,4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. КонсультантПлюс: примечание. С 01.01.2023 в ч.5 ст.75 вносятся изменения ( ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
См. будущую редакцию,5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.