Как заставить ребенка учиться и делать уроки — Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего.
Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень. Если стоит вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки?», то ответ на него: «Очень просто.» Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее.
К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе – это ещё не все. Главное – желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно.
Как сделать так чтобы ребенок сам захотел учиться?
Наверное, так было во все времена: учёба далеко не для каждого ребёнка была любимым делом Но понятно, что современным родителям от этого не легче, и им важно понять, почему именно их дети не хотят ходить в школу, кто в этом виноват и, главное, как заставить ребёнка учиться ? Скажу сразу честно и по существу: просто заставить его уделять больше внимания и старания учёбе не получится, как бы мы ни бились.
- Вернее, может получиться (если запугать чем-то ужасным или пообещать в награду что-то уж очень привлекательное и, как правило, дорогое), но эффект будет весьма непродолжительным: на день или, самое большее, на неделю-другую.
- А потом начнётся всё с начала, и снова нужно будет что-то придумывать.
- Потому что в данном случае мы с вами будем пытаться исправить симптом, не обращая внимания на причину отказа от учёбы, а это принесёт столько же результатов, как если бы мы рубили головы чудищу, у которого на месте одной срубленной вырастают две новые.
Поэтому предлагаю другой путь: разобраться, из-за чего же возникло нежелание учиться, и, исходя из этого, что можно сделать для исправления ситуации. Кстати, обычно ребёнок не виноват в том, что желание заниматься у него отсутствует. На то всегда есть очень веские причины, которые от него лично почти или совсем не зависят.
Зависят они от взрослых (родителей, педагогов). Так что, если вы читаете эту статью в надежде, что я посоветую вам сделать что-то с ребёнком, и всё быстренько наладится, то вы ошибаетесь («волшебных пилюль» не бывает). Также должна предупредить, что не существует методов, подходящих для всех детей, поэтому вам всё равно придётся пробовать несколько и искать тот, который лучше подходит именно вам и вашему ребёнку.
Если вы не согласны с этим, то можете прямо сейчас закрыть эту статью – она вам всё равно не поможет. А вот если готовы приложить усилия, чтобы помочь ребёнку – тогда вперёд! Самая простая причина, из-за которой дети могут не хотеть учиться, заключается в том, что учёба даётся слишком легко,
А то, что чересчур легко – неинтересно. А раз неинтересно, то и желание заниматься этим пропадает. Так бывает в первом классе у детей, которые были очень хорошо подготовлены к школе, и в более старшем возрасте у одарённых детей, для которых школьная программа узка и недостаточно сложна. Ну, здесь всё довольно просто: чтобы «заставить» ребёнка учиться, нужно выходить за рамки программы, пробуждать уснувший интерес к процессу учения.
Желательно, конечно, делать это с помощью педагогов школы и по согласованию с ними, но если не получается договориться, то самостоятельно. Пусть ребёнок не ограничивается тем, что задают учителя, а ищет дополнительную информацию по изучаемым темам, пробует придумать новые способы решения задач, формулирует определения и правила по-своему, предлагает гипотезу и проводит эксперименты, подтверждающие или опровергающие её, выполняет творческие или исследовательские проекты и т.п.
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов Заставлять ребенка учиться во время летних каникул не нужно. Необходимо наблюдать за реакцией на предложения позаниматься, рассказала «ФедералПресс» психолог, психоаналитик Лариса Выжва. «Есть дети, которым это интересно, а есть такие, которым хочется побездельничать, что-то поделать, куда-нибудь съездить или еще что-то в этом духе.
- Все очень индивидуально», – пояснила эксперт.
- Выжва отметила, что летом необходимо заниматься физическим и психическим здоровьем, от чего зависит адаптация к школе.
- По ее словам, особое внимание нужно уделять школьникам младших классов и проводить с ними специальную работу.
- Ранее психолог Яна Лейкина рассказала, как помочь ребенку справиться со стрессом перед экзаменами.
По мнению эксперта, родителям необходимо максимально поддерживать ребенка. Например, ему можно рассказать личные истории о том, как взрослые сами преодолевали определенные трудности. «Жизнь в большом городе»: детский отдых
В чем заключается мотивация к учебе?
Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. Дарья Кузнецова Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития. Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут.
- Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
- Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
- Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.
Первая неделя занятий бесплатно! Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат! начать заниматься!
Нужно ли заставлять подростка учиться?
Однозначно, не стоит заставлять подростков учиться, излишние назидания и морализаторство могут вызвать бурный протест, ведь в подростковом возрасте дети стремятся эмоционально сепарироваться от родителей. Подросток — это практически взрослый человек, поэтому с ним нужно выстраивать диалог.
Как заинтересовать ребенка учиться читать?
Как обучить читать самостоятельно и в домашних условиях — Практически все методики обучения сходятся на том, что проще всего научить дошкольника читать в игровой форме, без принуждения, использовать пример родителей и понятный ему читаемый материал. Запомните простые правила:
Выберите одну методику и следуйте ей. Ошибкой называют побуквенное произношение, отдавайте предпочтение способам, основывающимся на изучении слогов, складов, предложений. Откажитесь от обязательных уроков в определенные часы. Выделяйте для занятий время спонтанно, не утомляйте ребенка длительной учебой, на одно занятие достаточно отвести 10-15 минут. Изучайте слоги, слова во время игровых упражнений, а после сделайте так, чтобы изученный материал всегда был на виду у вашего ребенка и он привыкал его читать. Поиграйте в «угадай звук», чтобы натренировать фонетический слух. Вызывайте ассоциации, пусть ребенок ответит на вопрос, на что похожа та или иная буква. После изучения первых трех гласных звуков следует объяснить ребенку, как разные звуки сливаются в один слог. Примените визуализацию — ставьте рядом кубики или карточки, пишите буквы на конструкторе и соединяйте его. Помните о мотивации. Учите слова, используя интересный пример, который может быть также поощрением — спойте ему песню о медвежонке, включите мультик об уточке, угостите вкусным яблоком, а потом перейдите к написанию и чтению. Обсуждайте читаемый материал — это способствует более осмысленному восприятию визуально и на слух.
Обучение ребенка беглому чтению — трудоемкий процесс. Однако он принесет свои результаты, ведь потом маленькому школьнику будет проще начинать осваивать новое, впервые сев за парту уже с определенным багажом знаний и навыками учебы.
Как найти мотивацию подростку?
Как повысить мотивацию подростка — В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:
Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений. Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку. Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации. Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас. Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.
Бывают случаи, когда проблемы с мотивацией подростка трудно решить каким-либо из вышеописанных методов. В таком случае может потребоваться помощь со стороны. В Домашней школе «Фоксфорда» эту задачу выполняют тьюторы — они могут помочь исследовать особенности и интересы подростка и создать для него индивидуальный образовательный маршрут, расставить приоритеты в учёбе, найти собственные стимулы развития и эффективно замотивировать на домашнее обучение,
Какие мотивы могут влиять на желание учиться?
Закончилось лето, наступило 1 сентября и школьникам пришла пора возвращаться за парты. Встреча со школой после трехмесячной разлуки, конечно, вдохновляет. Ведь там ребят ждут любимые учителя и друзья-одноклассники, с которыми можно поделиться впечатлениями о каникулах.
Но совсем скоро радость встречи проходит, уступая место серым учебным будням, и уже спустя неделю-две родители сталкиваются с проблемой — ребенок не хочет ходить в школу. «Ему там не интересно», «он и так все знает без учителя», и он не хочет делать домашние задания, потому что «они тупые». Оказывается, что с интересом, угасает и мотивация.
Психологи замечают, что с каждым годом мотивация школьников к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки — в связи с переходным возрастом — то теперь неуклонно падает мотивация даже у малышей в начальной школе.
- Если спросить родителей школьников, почему их дети не хотят учиться, ответы обычно оказываются довольно поверхностными: «неинтересно», «затягивают компьютерные игры и социальные сети», «да просто лень», «трудно», «не понимают, зачем им это надо», «проблемы со здоровьем».
- Необходимо учитывать, что за банальной ленью может скрываться целый комплекс проблем, мешающих ребенку получать радость от учебы.
Причин много, они разные. Однако важно, что практически на каждую из них можно повлиять. В этой статье мы вместе с ведущим психологом фонда «Достойный гражданин» Наталией Мишаниной попробуем разобраться, в чем кроются истинные причины нежелания детей ходить в школу, и как помочь ребенку повысить мотивацию к учебе.
ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ? Термин «мотивация» происходит от латинского «movere» — «двигать», Другими словами, мотивация — это то, что двигает человеком, заставляет его с упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым навыком вознаграждается выплеском гормонов счастья. Мотивация к обучению — не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать школьными дисциплинами.
К внешним относятся отметки; вынужденный долг; учеба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.
Внутренние мотивы в обучении — это удовлетворение от самого процесса учебы; результаты и достижения; стремление к успеху, понимание необходимости обучения для жизни; учение как возможность общения.
Очевидно, что внутренние мотивы должны превалировать над внешними, именно поэтому родителям и учителям стоит в первую очередь сконцентрироваться над укреплением внутренней мотивации, а не привязываться к оценкам и прочим внешним факторам.
Нужно ли заставлять подростка учиться?
Однозначно, не стоит заставлять подростков учиться, излишние назидания и морализаторство могут вызвать бурный протест, ведь в подростковом возрасте дети стремятся эмоционально сепарироваться от родителей. Подросток — это практически взрослый человек, поэтому с ним нужно выстраивать диалог.
Что мотивирует детей?
Как поддерживать положительную мотивацию — Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения.
- Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку.
- Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.
- СОВЕТ ПСИХОЛОГА: Похвала поддерживает мотивацию.
- Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания.
- Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками.
И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих.