Какие Бывают Формы Обучения В Педагогике?


Разновидности форм обучения

  • Фронтальная. Предполагает одновременной выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи.
  • Индивидуальная. Каждый ученик работает обособленно, не взаимодействуя с другими учащимися.
  • Парная.
  • Групповая.
  • Коллективная.

Каковы формы обучения?

Эмпирическая классификация форм организации обучения — Обычно выделяются три группы форм обучения:

  • фронтальные,
  • групповые,
  • индивидуальные,

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.

  • При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной (общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым.
  • Об эмпирическом характере такого деления свидетельствует также оформление терминов во множественном числе.
  • Эта классификация обусловлена практикой обучения, в которой в каждый временнόй период на учебном занятии наблюдается однотипная со-бытийная ситуация взаимодействия участников обучения.

Классификация может быть использована для адекватного описания и объяснения учебного процесса в рамках классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения,

Какие существуют методы обучения?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2018 года; проверки требуют 8 правок, Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
    2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
    3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
  2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
  3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Что такое формы и методы обучения?

Форма обучения — что это? — Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Какие бывают формы получения образования?

Формы получения образования в России Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах; вне таких организаций.

Какие существуют формы получения образования?

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), уточнил и расширил понятийный аппарат в сфере форм получения образования и форм обучения, закрепил п равовое регулирование сетевых, электронных и дистанционных образовательных технологий.

Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование). Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч.4 ст.17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно. В ч.2 ст.63 Закона говорится о том, что о бщее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования,

Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования, Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Что такое форма в образовании?

Смотреть что такое «Формы образования» в других словарях: —

    Формы получения образования — граждане Рос. Федерации могут получить образование в следующих формах: очной, очно заочной форме обучения (вечерней; см. Вечернее обучение), заочной (см. Заочное обучение), а также в форме семейного образования, Педагогический терминологический словарь Формы знания и общество — «ФОРМЫ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВО» («Die Wissens formen and die Gesellschaft») фундаментальный труд M. Шелера, изданный в 1926 в Лейпциге; рус. пер.: Шелер М. Избранные произведения.М., 1994. Шелер один из основоположников аксиологии, социологии Энциклопедия эпистемологии и философии науки Формы (способы) возникновения права — обусловленные характером социального строя, духовно культурным укладом жизнедеятельности людей каналы правоустановления. Следует указать на два пути (способа) образования права: а) посредством нормотворческой деятельности институтов Элементарные начала общей теории права Формы обучения населения в области гражданской обороны — совокупность способов и методов обучения населения в области гражданской обороны. Осуществляется по различным категориям населения. Начальники гражданской обороны обучаются в форме: самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам Словарь черезвычайных ситуаций ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЭОЛОВЫЕ — возникающие в результате деятельности ветра: корразии, дефляции, аккумуляции. К корразионным формам относятся эоловые столбы, грибы, столы, котловины, ниши выдувания, ячеистые и сотовые поверхности, частично ярданги и др., к аккумулятивным дюнные Геологическая энциклопедия ФОРМЫ НАХОЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ОРЕОЛАХ РАССЕЯНИЯ — по Сафронову (1962), элементы в ореолах рассеяния могут находиться в минер. и безминер. видах. Под минер. видом существования элементов понимается такой вид, при котором элементы закономерным образом входят в м л, являются его обязательными Геологическая энциклопедия ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ — соц. общности, обладающие нек рыми признаками организаций (разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство и т.д.). Наличием подобных признаков О. в о.о. отличаются от таких соц. общностей, как классы, нации и т.п. Российская социологическая энциклопедия Образования смешаннослойные — минералы, структура которых состоит из двух, иногда трех типов пакетов, Пакеты могут быть распределены в структуре упорядоченно (в этом случае О.с. рассматриваются как минералы индивидуалъные, см.), неупорядоченно, частично упорядоченно.О.с. Толковый словарь по почвоведению Формы получения образования — С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении в форме очной, очно заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — способы предоставления образовательных услуг, учитывающие потребности и возможности личности, режим ее жизнедеятельности и социально психологические особенности.

    Какие 2 типа методов обучения существуют?

    Классификация методов обучения словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

    В чем суть методов в педагогике?

    Структура метода обучения в педагогике и определение — Определение 2 Метод в педагогике – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели. Определение 3 Структура методов подразумевает наличие приемов – элементов, являющихся составляющими метода, разовые действия, обособленные тактики в процессе реализации и преобразования метода.

    Структура метода говорит о наличии объективной и субъективной составляющих. Объективная считается независимой от педагога, наличия личностных характеристик, отражает общие дидактические закономерности, принципы, правила, цели, задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности учителя, учащихся и имеющейся конкретной педагогической ситуации.

    Определение 4 Определение образовательного процесса в педагогике – это целенаправленная деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности при помощи наличия организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов как единое целое.

    Так как в структуре метода имеется объективная, постоянная, общая составляющая, то это позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, выстраивать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию нескольких определенных методов.

    Наличие субъективного влияет на реализацию творческого начала учителя, повышение креативности процесса обучения.

    Какие могут быть средства обучения?

    Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

    Чем отличается формы от методов?

    У преподавателей-практиков нередко встречается смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения. Форма обучения — это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студентов (или между студентами) в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.

    Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен, индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.

    Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

    Метод (от гр. methodos — «исследование») — это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще — прием, способ или образ действия (см. словарь иностранных слов); способ достижения цели, определен-ным образом упорядоченная деятельность (см.

    философский словарь); совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д.

  1. /52, с.162/.
  2. Существует более 200 определений понятия «метод».
  3. Герберт Нойнер и Ю.К.
  4. Бабанский понимают под методом обучения «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» и дополняют, что действия, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции.

Эти операции обозначаются термином «прием» /53, с.303/. «Метод обучения предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами» /28, с.187/.

  1. По мнению И.Я.
  2. Лернера, «всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» /54, с.186/.
  3. Можно было бы и далее приводить цитаты по определению понятия «метод», но даже из этих немногих напрашивается вывод, что метод — это сочетание (единство) способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения, т.е.

метод отражает как способ, так и характер организации познавательной деятельности студентов. Главное, что отличает метод от формы — это цель и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого студента.

Что такое формы работы в педагогике?

Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

Чем отличается форма обучения от метода?

Формы и методы обучения. Понятие и классификация. Forms and methods of teaching. Concept and classification.В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции.V.V.

  • Ovtun senior lecturer of the Department of tactical and special training and operational planning Of the international interdepartmental center for training and retraining of specialists in the fight against terrorism and extremism VIPK MVD of Russia, Lieutenant Colonel.
  • Ключевые слова: обучение, воспитание, учебная дисциплина, методика, преподавание.

Key words: training, education, academic discipline, methodology, of teaching. Аннотация: статья объясняет различия между методами и формами обучения. Рассказывает историю возникновения. На какие виды классификации делятся и почему. Abstract: the article explains the differences between methods and forms of education.

  1. Tells the story of.
  2. What types of classification are divided and why.
  3. У преподавателей – практиков нередко встречаются смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.
  4. Форма обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности.

Из определения следует, что формы обучения отражают организационную сторону учебно-воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени и призваны решать следующие задачи: 1. Определять соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения.2.

  • Регламентировать совместную деятельность преподавателя и слушателей в процессе обучения.3.
  • Выявлять степень активности обучающихся и пути повышения их познавательной деятельности.4.
  • Определять требования к преподавателям по организации различных видов занятий.
  • Форма обучения предполагает организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (слушателя), либо взаимодействие между обучающимися в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.

Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям, один из них продолжительность учебных занятий. По длительности времени обучения различают: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), а также уроки без звонков произвольной деятельности.

Что такое форма в образовании?

Смотреть что такое «Формы образования» в других словарях: —

    Формы получения образования — граждане Рос. Федерации могут получить образование в следующих формах: очной, очно заочной форме обучения (вечерней; см. Вечернее обучение), заочной (см. Заочное обучение), а также в форме семейного образования, Педагогический терминологический словарь Формы знания и общество — «ФОРМЫ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВО» («Die Wissens formen and die Gesellschaft») фундаментальный труд M. Шелера, изданный в 1926 в Лейпциге; рус. пер.: Шелер М. Избранные произведения.М., 1994. Шелер один из основоположников аксиологии, социологии Энциклопедия эпистемологии и философии науки Формы (способы) возникновения права — обусловленные характером социального строя, духовно культурным укладом жизнедеятельности людей каналы правоустановления. Следует указать на два пути (способа) образования права: а) посредством нормотворческой деятельности институтов Элементарные начала общей теории права Формы обучения населения в области гражданской обороны — совокупность способов и методов обучения населения в области гражданской обороны. Осуществляется по различным категориям населения. Начальники гражданской обороны обучаются в форме: самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам Словарь черезвычайных ситуаций ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЭОЛОВЫЕ — возникающие в результате деятельности ветра: корразии, дефляции, аккумуляции. К корразионным формам относятся эоловые столбы, грибы, столы, котловины, ниши выдувания, ячеистые и сотовые поверхности, частично ярданги и др., к аккумулятивным дюнные Геологическая энциклопедия ФОРМЫ НАХОЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ОРЕОЛАХ РАССЕЯНИЯ — по Сафронову (1962), элементы в ореолах рассеяния могут находиться в минер. и безминер. видах. Под минер. видом существования элементов понимается такой вид, при котором элементы закономерным образом входят в м л, являются его обязательными Геологическая энциклопедия ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ — соц. общности, обладающие нек рыми признаками организаций (разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство и т.д.). Наличием подобных признаков О. в о.о. отличаются от таких соц. общностей, как классы, нации и т.п. Российская социологическая энциклопедия Образования смешаннослойные — минералы, структура которых состоит из двух, иногда трех типов пакетов, Пакеты могут быть распределены в структуре упорядоченно (в этом случае О.с. рассматриваются как минералы индивидуалъные, см.), неупорядоченно, частично упорядоченно.О.с. Толковый словарь по почвоведению Формы получения образования — С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении в форме очной, очно заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — способы предоставления образовательных услуг, учитывающие потребности и возможности личности, режим ее жизнедеятельности и социально психологические особенности.

    Какие формы организации учебного процесса?

    В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

    Ведущими формами организации процесса обучения являются урок, занятие или лекция (соответственно, в школе, стузе и вузе). Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.

    А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо вание.

    • В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару бежном вузе.
    • В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

    Особенности школьного урока: — урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей); — дидактическая структура урока имеет строгую систему построения: — определенное организационное начало и постановка задач урока; — актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш него задания; — объяснение нового материала; — закрепление или повторение изученного на уроке; — контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; — подведение итогов урока; — задание на дом; — содержание урока соответствует образовательному государственному стан дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана; — каждый урок является звеном в системе уроков; — урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по ставленных целей урока; — основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен ностей.

    Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.1.

    Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике).

    Что является основной формой обучения в детском саду?

    Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы различаются:

    • по количественному составу участников,
    • характеру взаимодействия между ними,
    • способам деятельности,
    • месту проведения.

    В ДОУ используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы образовательной деятельности. Фронтальная форма организации обучения, Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).

  1. Группа делится на подгруппы.
  2. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.
  3. Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства) Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД).

В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ( Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса) НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • по ознакомлению с окружающим,
  • по развитию речи,
  • по музыкальному воспитанию,
  • изобразительной деятельности,
  • конструированию,
  • формированию элементарных математических представлений,
  • по физической культуре.

В ДОУ проводятся следующие занятия (классификация С.А. Козловой) В соответствии с дидактической задачей

  1. Занятия усвоения новых знаний, умений.
  2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений.
  3. Занятия творческого применения знаний и умений.
  4. Занятия, на которых одновременно решается несколько задач.

В соответствии с содержанием знаний (раздел обучения)

  1. Классические занятия по разделам обучения.
  2. Интегрированные (направленные на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение ).
  3. Комплексные (направленные на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга ).

НОД в ДОУ проводятся с учётом гигиенических, дидактических, организационных требований Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  • ­не допускает переутомления детей на занятиях;
  • предусматривает чередование НОД различной степени подвижности;
  • предусматривает чередование различных видов деятельности на протяжении одного занятия.

    Что является методологической основой процесса обучения?

    Методологические основы обучения – это те принципы и положения, которые определяют общую содержательную концепцию учебного процесса, а также выбор форм и приемов работы по достижению поставленных целей и задач обучения. Данные основы вытекают из общей методологии и имеют наибольшую связь с философскими и мировоззренческими аспектами образования.

    • Однако обучение всегда предполагает вовлечение обучаемых в познавательную деятельность, и поэтому знание его методологических основ – неотъемлемое условие успешного обучения.
    • Отметим, что ни в педагогической, ни в психологической, ни в философской науках до сих пор нет единого представления или некоего перечня, который можно было бы озаглавить словами «методологические основы обучения»: во-первых, их много, они зависят и от страны, в которой ведется образовательная деятельность, и от социальной концепции обучения и воспитания, и от предмета обучения (например, одно дело говорить о методологических основах обучения родному языку, и другое дело – определять подобные основы обучения физике).

    Во-вторых, в педагогической науке существует понятие «академическая свобода педагога», которая, наряду со свободой выбора форм, методов и приемов работы и построения учебного процесса предполагает и свободу выбора методологии такого процесса. В разное время и в разных странах формировались целые научные направления, или школы, которые породили методологические основы обучения, используемые на современном этапе развития педагогической мысли.