Чем Отличается План От Конспекта Урока?


Чем отличается план урока от конспекта, сценария и методической разработки урока? На этапе конструирования урока разрабатывается конструкт урока — его методическая структура как последовательность действий его участников, Учитель пишет документ, по которому будет работать, сохраняя и модернизируя его, который, возможно, будет предъявлять руководству при контроле и аттестации Выбор формы конструирования урока зависит от опыта учителя, от типа и вида урока, от назначения этого материала,

  • Дадим краткую характеристику некоторых из них.
  • План урока — это краткое, пунктирное обозначение основных эле­ментов методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика.
  • В плане последовательно фиксируется цель, задачи, тип, вид урока, действия учителя по актуализации или изложению новых знаний, а также соответствующие им действия учащихся.

Это наиболее краткая форма проектирования урока, применяемая опытным учителем, хорошо знающим содержание преподаваемого предмета и особенности учащихся класса. План при этом выполняет функцию опорного напоминания последовательности событий урока, ибо в нем не представлены ни учебный материал, ни зачастую методы работы с ним.

Учитель все это держит в своей памяти. Конспект урока — это тоже план, но снабженный конкретными воп­росами к учащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними. В конспекте в свернутом виде пред­ставлено все содержание урока и все методы.

План становится лишь скелетом для раскрытия содержания и технологии обучения на уроке. Содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах —деятельность учителя и деятельность учащихся. Конспекты уроков рекомендуют составлять молодым учителям и учителям более опытным при освоении новых тем или новых технологий обучения,

Сценарий урока — форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой. Сценарии пишутся для интегративных уроков, уроков-«погружений», арт-уроков. Такие уроки проводятся на основе стратометрически построенных взаимоотношений всех участников педагогического процесса, при наличии общего сюжета и распределения ролей и функций.

Сценарии уроков как формы текстового проектирования представляют собой ролевое распределение содержания, выделение действий и специально создаваемых ситуаций, как это делается в литературных сценариях. Иногда такие сценарии делаются в виде литературно-музыкального или иного монтажа.

Методическая разработка урока — это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств. В методическую разработку включаются также методы контроля и ожидаемые результаты. Методическая разработка представляет собой полный набор действий учителя по урокоформированию, раскрывающих саму технологию проектирования урока.

Внутренняя структура проектных документов довольно разнооб­разная.

Что входит в план конспект урока?

План-конспект урока базируется на следующих аспектах —

  1. Требованиях современной учебной программы.
  2. Календарном планировании учебного года.
  3. Особенностях конкретной методической ситуации.

Сам по себе план-конспект урока должен отличаться лаконичностью, но в то же время быть информативным. Рассмотрим каждый из основных пунктов плана-конспекта урока в отдельности.

В чем отличие плана конспекта урока от технологической карты урока?

Учитель начальных классов: Сидоренко Ирина Геннадьевна Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
  1. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
  2. Что такое конспект урока? Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки — вот что такое конспект.

К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость. Конспект урока, план урока, методическая разработка Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один.

Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

  • ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
  • УРОК №,/.: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
  • ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть — урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
  • ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
  • ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
  • ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.).

    Что такое план конспект?

    КОНСПЕКТ Конспект, план — конспект — это способ работы с текстом. Цель — зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект — это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста.

    Для чего нужен план урока?

    Продумав содержание и методику проведения урока, начинающий учитель выполняет разработку конспекта урока, В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком.

    1. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах.
    2. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

    На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом. Разрабатывая конспект, учитель выясняет :

      нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы.

    При написании конспекта учитель отбирает оптимальное сочетание приемов, методов, средств и организационных форм обучения, Методы : словесные, наглядные, печатные или практические методы, репродуктивные или проблемно-поисковые. Также используются самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя.

    1. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний.
    2. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового.
    3. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании.
    4. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы.

    Учитываются состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности учебного кабинета, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). В конспекте урока учитель прописывает формулировку вопросов для фронтального опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения.

    Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с учебной презентацией, предусматривает демонстрацию/запись терминов и схем на экране или доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным.

    Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без использования конспекта) изложению материала на уроке. Конспект включает: наименование темы урока, цель, задачи, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

    Что такое конспект урока?

    Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.

    Что входит в конспект?

    #статьи

    4 июн 2021 17

    Как сделать ведение конспекта увлекательным, а записи полезными. Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы. Конспект пригодится в любом обучении: в университете, на онлайн-курсах, при прослушивании вебинара или лекции. Он поможет зафиксировать информацию так, чтобы она оставалась в памяти и обучение было более эффективным.

    Конспект (от лат. conspectus) — обзор, очерк, краткое изложение любого текста: урока, лекции, книги. В нём ёмко, в виде тезисов или вопросов, записывают ключевую информацию. Кажется, нет ничего проще — нужно только записывать под диктовку лектора. Но тут есть сложность. Обычное копирование в тетрадь слово в слово огромных фрагментов текста бессмысленно.

    Чтобы конспект принёс реальную пользу и в нём было легко ориентироваться, важно конспектировать правильно. Этому искусству обычно не учат в школе и университете, но его можно освоить самостоятельно. Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

    Быстрее запоминать : когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной. Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

    Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными.

    Такие знания уже будет легче применить на практике. Пополнить базу знаний по конкретной теме и при необходимости углубляться в неё. От руки в тетради или в электронном виде на компьютере? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследования, в том числе проведённые учёными из Пристонского университета, показали, что при конспектировании от руки слушатели лучше усваивают и запоминают материал лекции.

    И по прошествии времени могут вспомнить гораздо больше, чем те, кто печатал на компьютере. Кроме того, используя ноутбук, гораздо проще отвлечься, Большинство студентов начинают проверять почту, играть в игры, смотреть открытые ссылки. Но печатать гораздо быстрее, чем писать от руки, и конспекты получатся более подробными.

    1. Решая, где вести конспекты, отталкивайтесь от задач и своего удобства.
    2. Например, если вам нужно создать базу знаний по теме — больше подойдёт электронный формат.
    3. Если главное — запомнить и осмыслить много информации, пишите конспекты от руки.
    4. Есть несколько правил грамотного составления конспектов.
    5. Конспектируйте только самое важное.

    Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово.

    Как составлять тех карту урока?

    Технологическая карта урока и её структура — В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами. Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

    Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

    Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.

    Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

    Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

    • должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
    • должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
    • должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
    • должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
    • должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

    Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

    Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

    Что такое тех карта урока?

    Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования.

    Для чего нужна технологическая карта урока?

    Цель: изучение вопроса составления «технологической карты». Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку,

    Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

    Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, В широком значении термин» универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    1. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
    2. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

    Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках. Приложение, Слайд 2 – что дает использование Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Как составить план?

    Как работать над планом. Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

    План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

    Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание. Правила составления плана.

    Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. Озаглавь каждую часть. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

    Памятка по составлению плана.

    Деление содержания на смысловые части.

    Выделение в каждой из них главной мысли. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

    Составление плана. Как составлять простой план.

    Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. Запишите план.

    Запомните требования к плану: а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы); б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки. Как составлять сложный план.

    Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

    Общие правила составления плана при работе с текстом.

    Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

    В чем разница между планом и аннотацией?

    Чем больше работаешь над своей идеей, тем больше убеждаешься в том, что она — чужая.С.Лем При составлении письменного текста необходимо иметь в виду, что у каждого читателя существует определенный промежуток времени («критический период запоминания»), в который должна укладываться любая содержащаяся в сообщении доза информации.

    1. Этот период, называемый «временным объемом памяти», имеет длительность от 4 до 10 секунд и распадается на промежутки от 0,1 до 0,5 секунды,
    2. Таким образом, в печатном письменном тексте выражение каждой идеи, каждая фраза должны укладываться в такого рода промежуток времени.
    3. Этим требованием объясняется тот эмпирически наблюдаемый факт, что, чем быстрее человек читает, тем длиннее могут быть фразы доступного ему текста.

    Для того, чтобы быть понятным, рассуждение должно иметь такую длину, чтобы все его компоненты умещались в отрезке, прочитываемом за 4-8 секунд. В противном случае читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

    • При самостоятельной работе с книгой первостепенное значение имеют записи.
    • Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.
    • Ведение записей превращает чтение в активный процесс.
    • У человека создается свой, индивидуальный фонд подсобных материалов (текстовых файлов) для последующего быстрого повторения прочитанного, мобилизации накопленных мыслей.

    Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них выражаются мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над текстом. формы записей Основные формы записей — план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, конспект, реферат. Наиболее краткой формой является план,

    Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Кстати, слово «план» — от латинского «планета», «планктон», то есть «блуждающий» (мыслями). Составление планов изучаемых монографий и статей приучает к четкому, логическому мышлению, помогает выработать умение сжато и последовательно излагать суть вопроса.

    Следующая форма записей — выписки, Это либо дословное воспроизведение в рабочем журнале наиболее важных мест изучаемого произведения, характерных факторов, цифр таблиц и схем, либо краткое изложение таких мест. Очень удобно использовать сканер, чтобы скопировать нужные материалы в виде файлов и сохранить их на жестком диске для последующей работы.

    • Это избавит от ошибок и неточностей при воспроизведении оценок, теоретических обобщений, фактических сведений.
    • Тезисы — более сложная и более совершенная форма записи, чем составление плана.
    • Это — сжатое изложение основных мыслей.
    • Их особенность — утвердительный характер (по-гречески «тезо» значит «утверждаю» ), что придает выразительность и силу выдвинутым утверждениям.

    План, выписки, тезисы обычно следуют тексту. Аннотация является кратким обобщением содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда читатель намерен вернуться к изучаемому произведению, а пока ограничивается краткой его характеристикой.

    Зачем педагогу необходим план Конспект занятия?

    Поскольку в плане- конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.

    Кто придумал конспект?

    Метод Корнелла — Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

    Каким должен быть план урока?

    План урока состоит из нескольких частей: —

    • Формулировки темы урока,
    • Целей урока,
    • Указания средств обучения,
    • Хода урока,
    • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

    Остановимся на каждой из них подробнее.