В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
Что составляет подготовку учителя к уроку?
Библиографическое описание: — Горбункова, Л.А. Качественная подготовка учителя к уроку / Л.А. Горбункова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С.1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/729/ (дата обращения: 06.10.2022).
- Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.
- Такова духовная и философская основа нашей профессии.В.А.
- Сухомлинский Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам.
- Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте.
Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад. Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер обучения и достижение главной задачи — развитие личности учащегося.
- Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей.
- Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Преподаватель объявляет и комментирует (чаще- задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей |
При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке.
Что такое содержание урока?
Под содержанием урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач.
Сколько этапов содержится в уроке Онз Л Г Петерсон?
Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Уроки ОНЗ имеют следующую структуру: 1) мотивация к учебной деятельности; 2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии; 3) выявление места и причины затруднения; 4) построение проекта выхода из затруднения; 5) реализация построенного проекта; 6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8) включение нового знания в систему знаний и повторение; 9) рефлексия учебной деятельности на уроке.1.
Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. Для реализации этой цели используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»: 1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»); 3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).2.
Основной целью этапа актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). Для этого необходимо организовать: 1) актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания; 2) перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках; 3) обобщение актуализированных знаний; 4) выполнение учащимися мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.); 5) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»); 6) самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия; 7) фиксацию ими индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.3.
- Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.
- Для реализации этой цели необходимо организовать: 1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия; 2) фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний: а) для выполнения всего задания (сразу); б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа); в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий).3) выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).
Понимание причины затруднения позволяет учащимся осознанно поставить цель своей учебной деятельности (а именно, устранить его причину) и перейти к проектированию путей реализации поставленной цели.
Что такое структура урока?
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока.I. Организация начала урока (2 минуты).
Что такое формы и методы обучения?
Форма обучения — что это? — Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.
Сколько длится каждый этап урока?
Этапы урока, время | Деятельность |
---|---|
Ученики | |
3. Этап актуализации Подготовка к активной деятельности на основном этапе.5 мин | Ученики слушают учителя, готовятся к восприятию материала. Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока |
Какие бывают типы уроков по ФГОС?
Типология уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Типология уроков |
---|---|
1 | Урок изучения нового материала |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний |
4 | Урок повторения |
Какие бывают типы уроков по фгос?
Типология уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Типология уроков |
---|---|
1 | Урок изучения нового материала |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний |
4 | Урок повторения |
Чем отличаются типы уроков?
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология» — Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН. Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой). Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету. Комбинированный урок — объединяет теорию и практику. Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер). Урок контроля и коррекции ЗУН.
Что такое урок практикум?
Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга.
- Это зависит от числа обучающихся.
- Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.
- Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум? В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:
- при прохождении новой темы, если информация доступна для обработки без посторонней помощи;
- при обобщении новой темы;
- при изучении способов решения проблем – например, уравнений.
Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки Цель и задачи урока-практикума Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:
- Проверка уровня освоенности темы.
- Формирование:
- навыка коллективной деятельности;
- навыка само- и взаимопроверки;
- навыка объективной само- и взаимооценки.
Развитие:
- умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики;
- умения выделять главное в большом объеме информации.
Воспитание:
- коммуникативности;
- ответственности, любви к труду;
- уважительного отношения к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.
- Повышение интереса к предмету.
- Проявление творческих способностей.
Виды урока-практикума Есть несколько видов урока-практикума:
- установочные;
- иллюстративные;
- тренировочные;
- исследовательские;
- творческие;
- обобщающие.
Формы урока-практикума Имеют место две формы урока-практикума:
- практическая работа;
- лабораторная работа.
Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные. По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент.