В Чем Разница Между Рефлексией И Саморефлексией?

В Чем Разница Между Рефлексией И Саморефлексией
В Чем Разница Между Рефлексией И Саморефлексией Что такое рефлексия? — Рефлексия и саморефлексия несколько схожи, однако, первый термин является более обширным. Рефлексией называют умение личности проводить самоанализ и осознавать собственную жизнедеятельность и поступки. В философии саморефлексия рассматривается в виде умственной активности человека, направленной на познание собственных действий.

  1. Рефлектирующий индивид заглядывает внутрь себя, чтобы оценить свои индивидуальные способности, осмыслить положительные и отрицательные поступки.
  2. Рефлексия напрямую связана с интеллектуальной, духовной и эмоциональной сферами.
  3. В психологии выделяют эмоциональную и когнитивную рефлексию.
  4. Первый вид подразумевает переживания относительно отношения со стороны окружающих.

Когнитивная рефлексия предусматривает изучение внутреннего мира. Если человек начинает слишком активно рефлексировать, это может привести к самобичеванию и самокопанию, что приводит к стрессовому состоянию.

Что такое Саморефлексия простыми словами?

Саморефлексия в психологии Саморефлексия определяется как мыслительный процесс, который ты можешь использовать для углубления понимания того, кто ты есть, каковы твои ценности, и почему ты думаешь, чувствуешь и действуешь так, как ты поступаешь.

Чем рефлексия отличается от самоанализа?

От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей. Как правило, рефлексии подвергается соответствие поставленных целей реально полученным результатам. Одна из задач рефлексии — выяснить, что же на самом деле происходило на уроке?

Что такое Саморефлексия пример?

В Чем Разница Между Рефлексией И Саморефлексией Думали ли вы когда-нибудь о своих мыслях? Анализировали ли свои привычки, поведение, убеждения? Искали ли причину всего этого? Если да, то сознательно или нет, вы занимались саморефлексией. Это очень важный процесс, искусное владение которым позволит стать если не выдающейся личностью, то очень значительной.

Согласно Википедии, саморефлексия в психологии — это обращение внимания человека на самого себя и свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Проще говоря, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя, собственных состояний, поступков и прошедших событий.

В философии саморефлексия понимается несколько иначе. Это форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры, ее основ. Пример саморефлексии: размышления Раскольникова о себе, своем значении и поступках в романе Достоевского «Преступление и наказание».

«А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого ничего и не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа целыми сутками и болтая о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно.

Так, ради фантазии сам себя тешу». Следует сразу сказать, что заниматься саморефлексией нужно осторожно и периодически стоит отдыхать от этого. Чрезмерные попытки понять себя могут в конечном счете привести к шизофрении. С другой стороны, тот, кто вовсе не пытается познать себя, совершает одни и те же ошибки ежедневно, не может добиться поставленных целей, что также может привести к разного рода психическим заболеваниям.

Что значит жить в рефлексии?

Рефлексия – в психологии это размышление о своем состоянии, склонность анализировать свои переживания и поступки. Оно происходит от латинского слова reflexio – обращение назад, то есть обдумывание того, как ты поступил, и причин этих поступков. Саморефлексия в психологии – то же самое, что рефлексия.

Что значит быть рефлексивным?

ая, ое; рефлекси́вен, вна, вно. кси́вный 1. Психол. Характеризующийся наличием рефлексии, основанный на рефлексии; склонный к рефлексии; рефлективный (2 зн.). Рефлексивное восприятие действительности. Рефлексивное усвоение информации. Рефлексивный человек.

Почему важно рефлексировать?

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания? — Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить. Главное — найти время и возможность его применить.

Как в психологии называется самокопание?

Комментарии ( 8 ): — Гость, 11 июля 2014 г., 14:32 Только один момент, лучше жить настоящим, так как будущего нет, как и прошлого.) Н.И. Козлов, 11 июля 2014 г., 21:21 Другая точка зрения состоит в том, что будущего нет до тех пор, пока о нем не заботишься. Деятельные люди естественным образом находятся настоящем, но живут будущим: ставя цели, намечая планы и двигаясь вперед. Смотри статью «Как правильно жить будущим?» просто я, 12 января 2016 г., 14:14 А некоторые всю жизнь только и живут планами — не вставя с кровати. И мечтают как в один день к ним принесут чемодан с бабками. Гость, 09 февраля 2022 г., 18:49 Вы несколько неверно интерпретируете слово «планы». План, это грамотный порядок действий, который приведёт человека к цели. Вы же описали именно бездеятельного «мечтателя», как вы и сказали «мечтают, что им принесут чемодан». Интересно, что за корни у таких мечтаний. Гость, 28 августа 2022 г., 20:03 А я вот занимаюсь самокопанием из-за того, что мужчина на меня жалеет денег и положительных эмоций, хотя живём в моей квартире. Вот и начинаю в себе копаться, почему так, себя виню. Хотя у самой работа тяжёлая и малооплачиваеая и морально очень напряжённая. Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 29 августа 2022 г., 08:40 Гость, 05 сентября 2021 г., 15:51 Самокопание, самоистязание, душевный мазохизм. Да, это я. Хочу ли я это исправлять? Нет. Мне нравится настольгическое состояние, мне нравятся чувство переживания непрожитых дней прошлого, мне нравится истезать себя всем этим. Гость, 13 декабря 2021 г., 20:20 По моему так с ума можно сойти, если жить только этим. Сейчас на моём этапе жизни неуверенность, с которой я борюсь и нервность, а также обвинение себя, даже по пустякам и взгляд в прошлое. Кажется, я даже понимаю природу страхов и знаю, как справиться с этим, но это даётся с трудом.

Читайте также:  Какие Бывают Типы Проектов В Школе?

Как развить в себе рефлексию?

Давайте разберемся, что такое рефлексия и почему она так важна. Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.

  • Рефлексия включает в себя также способность к самокритике.
  • Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.
  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее.

Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку, учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем. Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий.

Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач. Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, получать удовлетворение от жизни. Возрастные этапы развития рефлексии Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года.

Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых.

  • Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.
  • Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности.
  • В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.
  • Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки.

Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т.д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков.

Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых. Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей. Развитие рефлексии Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков.

  • самоидентификация или осознание собственного «Я», осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы, границ личности;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости.

    Когда можно проводить рефлексию?

    Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов.

    Чем хороша рефлексия?

    Отрывок из книги «Гид HBR. Как управлять своей карьерой», посвящённой профессиональному росту и инструментам для достижения целей. Автор материала, Дженнифер Портер, — управляющий партнер Boda Group, компании, занимающейся развитием лидеров и команд. Она окончила Колледж Бейтса и Высшую школу бизнеса Стэнфордского университета, была опытным операционным директором и занимается консультированием руководителей высшего звена и команд.

    Книгу «Гид HBR. Как управлять своей карьерой» издаёт «Альпина паблишер». Когда люди узнают, что я консультирую руководителей высшего звена, они часто спрашивают, с кем работать сложнее всего. С неопытными управленцами? С топ-менеджерами, которые думают, что все знают? С боссами, которые запугивают и принижают других? Или с теми, кто увиливает от ответственности? Ни одно из этих предположений неверно.

    Сложнее всего консультировать лидеров, которые не рефлексируют, — особенно таких, которые не рефлексируют о себе. Рефлексия, попросту говоря, это тщательные размышления. Но рефлексия, необходимая для лидеров, имеет свои особенности. Самые полезные для руководителей размышления — сознательный анализ убеждений и действий с целью обучения.

    Рефлексия дает мозгу возможность сделать паузу среди хаоса, распутать клубок наблюдений и опыта и разобраться в нем, учесть множество возможных интерпретаций и найти смысл. Смысл становится материалом для обучения, который затем повлияет на будущий образ мыслей и действий. Для лидеров «поиски смысла» необходимы, если они хотят постоянно расти и развиваться.

    Если рефлексия настолько полезна, почему так много лидеров не занимаются ею? Это происходит по следующим причинам.

      Непонятна суть процесса, Многие управленцы не умеют рефлексировать. Один из руководителей, с которыми я работаю, Кен, недавно рассказал, что снова не выполнил данное себе обещание потратить час в воскресенье утром на рефлексию. Чтобы помочь, я предложила посвятить размышлениям следующие 30 минут нашего двухчасового занятия, а затем обсудить. Спустя пять минут молчания он сказал: «Кажется, я не понимаю, что нужно делать. Возможно, поэтому я этим и не занимаюсь». Не нравится процесс как таковой, Рефлексия требует от лидеров совершения неприятных для них действий: замедлить темп; представить себе, что они чего-то не знают, и проявить интерес; смириться с неупорядоченностью и неэффективностью и взять на себя личную ответственность. Этот процесс может породить ценные идеи и даже прорывы, но может привести и к дискомфорту, уязвимости, раздражению, неприятию. Не нравятся результаты, Когда лидер уделяет время рефлексии, он видит, где был эффективен, а где мог бы действовать лучше. Большинство быстро начинают пренебрегать выявленными сильными сторонами и отказываются принимать свои слабости. Некоторые так активно сопротивляются, что ничему не учатся, и результаты рефлексии оказываются бесполезными. Преобладает стремление действовать. Как и футбольные вратари, многие лидеры склонны действовать. Ученые исследовали профессиональных футбольных вратарей, защища ющих ворота во время пенальти, и выяснили, что у вратарей, которые стоят в центре ворот, а не делают выпады вправо-влево, вероятность поймать мяч составляет 33%, и все-таки они стоят в центре всего 6% времени.

      Как определить рефлексию?

      Глоссарий. Психологический словарь. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

      1. Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний.
      2. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание.
      3. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э.

      Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»). Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

      Как в психологии называется самокопание?

      Комментарии ( 8 ): — Гость, 11 июля 2014 г., 14:32 Только один момент, лучше жить настоящим, так как будущего нет, как и прошлого.) Н.И. Козлов, 11 июля 2014 г., 21:21 Другая точка зрения состоит в том, что будущего нет до тех пор, пока о нем не заботишься. Деятельные люди естественным образом находятся настоящем, но живут будущим: ставя цели, намечая планы и двигаясь вперед. Смотри статью «Как правильно жить будущим?» просто я, 12 января 2016 г., 14:14 А некоторые всю жизнь только и живут планами — не вставя с кровати. И мечтают как в один день к ним принесут чемодан с бабками. Гость, 09 февраля 2022 г., 18:49 Вы несколько неверно интерпретируете слово «планы». План, это грамотный порядок действий, который приведёт человека к цели. Вы же описали именно бездеятельного «мечтателя», как вы и сказали «мечтают, что им принесут чемодан». Интересно, что за корни у таких мечтаний. Гость, 28 августа 2022 г., 20:03 А я вот занимаюсь самокопанием из-за того, что мужчина на меня жалеет денег и положительных эмоций, хотя живём в моей квартире. Вот и начинаю в себе копаться, почему так, себя виню. Хотя у самой работа тяжёлая и малооплачиваеая и морально очень напряжённая. Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 29 августа 2022 г., 08:40 Гость, 05 сентября 2021 г., 15:51 Самокопание, самоистязание, душевный мазохизм. Да, это я. Хочу ли я это исправлять? Нет. Мне нравится настольгическое состояние, мне нравятся чувство переживания непрожитых дней прошлого, мне нравится истезать себя всем этим. Гость, 13 декабря 2021 г., 20:20 По моему так с ума можно сойти, если жить только этим. Сейчас на моём этапе жизни неуверенность, с которой я борюсь и нервность, а также обвинение себя, даже по пустякам и взгляд в прошлое. Кажется, я даже понимаю природу страхов и знаю, как справиться с этим, но это даётся с трудом.

      Как развить в себе рефлексию?

      Давайте разберемся, что такое рефлексия и почему она так важна. Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.

      Рефлексия включает в себя также способность к самокритике. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности. Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее.

      Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку, учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем. Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий.

      Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач. Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, получать удовлетворение от жизни. Возрастные этапы развития рефлексии Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года.

      Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых.

      Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика. Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа. Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки.

      Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т.д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков.

      • Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.
      • Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет).
      • При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру.
      • Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

      Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей. Развитие рефлексии Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков.

      • самоидентификация или осознание собственного «Я», осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы, границ личности;
      • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
      • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами;
      • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости.