Технологическая карта урока по ФГОС — Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
- Какие операции необходимо выполнять.
- В какой последовательности выполняются операции.
- С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
- Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
- Результат выполнения каждой операции.
- Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока. Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности.
Чем отличается технологическая карта от плана урока?
Учитель начальных классов: Сидоренко Ирина Геннадьевна Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.- Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Что такое конспект урока? Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки — вот что такое конспект.
К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость. Конспект урока, план урока, методическая разработка Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.
- Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем.
- Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал.
- Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один.
Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:
- ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
- УРОК №,/.: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
- ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть — урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
- ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
- ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
- ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
- ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
- СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.).
Чем отличается план от конспекта урока?
Чем отличается план урока от конспекта, сценария и методической разработки урока? На этапе конструирования урока разрабатывается конструкт урока — его методическая структура как последовательность действий его участников, Учитель пишет документ, по которому будет работать, сохраняя и модернизируя его, который, возможно, будет предъявлять руководству при контроле и аттестации Выбор формы конструирования урока зависит от опыта учителя, от типа и вида урока, от назначения этого материала,
Дадим краткую характеристику некоторых из них. План урока — это краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика. В плане последовательно фиксируется цель, задачи, тип, вид урока, действия учителя по актуализации или изложению новых знаний, а также соответствующие им действия учащихся.
Это наиболее краткая форма проектирования урока, применяемая опытным учителем, хорошо знающим содержание преподаваемого предмета и особенности учащихся класса. План при этом выполняет функцию опорного напоминания последовательности событий урока, ибо в нем не представлены ни учебный материал, ни зачастую методы работы с ним.
- Учитель все это держит в своей памяти.
- Конспект урока — это тоже план, но снабженный конкретными вопросами к учащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними.
- В конспекте в свернутом виде представлено все содержание урока и все методы.
План становится лишь скелетом для раскрытия содержания и технологии обучения на уроке. Содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах —деятельность учителя и деятельность учащихся. Конспекты уроков рекомендуют составлять молодым учителям и учителям более опытным при освоении новых тем или новых технологий обучения,
Сценарий урока — форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой. Сценарии пишутся для интегративных уроков, уроков-«погружений», арт-уроков. Такие уроки проводятся на основе стратометрически построенных взаимоотношений всех участников педагогического процесса, при наличии общего сюжета и распределения ролей и функций.
Сценарии уроков как формы текстового проектирования представляют собой ролевое распределение содержания, выделение действий и специально создаваемых ситуаций, как это делается в литературных сценариях. Иногда такие сценарии делаются в виде литературно-музыкального или иного монтажа.
Методическая разработка урока — это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств. В методическую разработку включаются также методы контроля и ожидаемые результаты. Методическая разработка представляет собой полный набор действий учителя по урокоформированию, раскрывающих саму технологию проектирования урока.
Внутренняя структура проектных документов довольно разнообразная.
Что включает в себя Технологическая карта урока?
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможно- сти вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а же все операции деятельности и ее составляющие.
Что такое план конспект?
КОНСПЕКТ Конспект, план — конспект — это способ работы с текстом. Цель — зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект — это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста.
Что включает в себя план конспект урока?
В привычном понимании слова, конспект представляет собой краткое изложение определенного массива информации. Конспект, как правило, составляется в процессе прослушивания (на лекции, во время интервью, выступления и т.д.), однако в педагогике в понятие «конспект урока» закладывается значение, которое в значительной степени отличается от обыденного представления о конспектах.
Каким должен быть план урока?
План урока состоит из нескольких частей: —
- Формулировки темы урока,
- Целей урока,
- Указания средств обучения,
- Хода урока,
- Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).
Остановимся на каждой из них подробнее.
Что входит в состав технологической карты?
Технологическая карта состоит, как прави ло, из следующих разделов: — область применения; — общие положения; — организация и технология выполнения работ; — требования к качеству работ; — потребность в материально-технических ресурсах; — техника безопасности и охрана труда; — технико-экономические показатели.
В чем разница между ТК и Ттк?
Рестораны, столовые, кафе и другие предприятия общепита обязаны вести документы на свою продукцию. Это своеобразные «паспорта» блюд и напитков. При проверке Роспотребнадзор смотрит, что записано в документе, и сличает информацию с тем, что заведение подает гостю. За несоответствие наказывают, например, если в булочке оказался не конфитюр, как указано в техкарте, а изюм. Это считается нарушением. Изготавливать продукцию нужно в соответствии с ГОСТ Р 53105-2008, который содержит требования к технологии производства и документам. К таким документам относятся технологические карты (ТК) и технико-технологические карты (ТТК). Когда руководитель утверждает техкарты, их распечатывают, нумеруют, подписывают, ставят печать предприятия и хранят в доступном месте, чтобы предоставить по требованию контролирующих органов.
- У документации бессрочный период действия.
- Достаточно однажды разработать «паспорт» на блюдо, чтобы использовать его много лет.
- Разница между ТК и ТТК в том, по какой рецептуре готовят блюдо.
- Если рецепт есть в специализированных справочниках, на блюдо составляют технологическую карту.
- Если рецепт уникальный, и в справочниках его нет, то технико-технологическую.
Например, ресторан готовит традиционный борщ, гости с удовольствием заказывают его, потому что он напоминает вкус из детства. Повара готовят суп по рецептурному справочнику, поэтому в заведении есть техкарта на это блюдо. Шеф-повар того же ресторана делает эксклюзивные десерты.
- На такие угощения составляют уже технико-технологические карты, потому что блюда — уникальные, и к ним больше требований у контролирующих органов.
- Все обязательные для техкарты сведения прописаны в ГОСТ 31987-2012,
- Здесь есть и рекомендуемые формы заполнения документа.
- Техкарта может выглядеть как таблица или как обычный текстовый документ.
Главное требование — наличие необходимой информации. Если заполняете ТК самостоятельно, можно использовать шаблон из Приложения «А» к ГОСТ 31987- 2012, В технологической карте обязательно указывают:
- Название организации общепита.
- Номер техкарты.
- Наименование блюда.
- Нормы расхода продукта брутто и нетто.
- Выход целого блюда и полуфабрикатов в его составе.
- Источник рецептуры, то есть из какого кулинарного сборника взяли рецепт.
- Технологию приготовления, оформления и подачи.
Пищевую ценность блюда указывать тоже можно, но ГОСТ не обязывает это делать. Если составляете технологическую карту в Контур.Маркете, она может выглядеть так: Напомним, что к внешнему виду и расположению полей в техкарте требований нет. Строгая обязанность одна: данные, предусмотренные ГОСТом, должны присутствовать в документе.
Кто должен составлять технологические карты?
Разработка и утверждение (типовых) технологических карт Утверждается ТК главным инженером или руководителем организации (предприятия).
Как правильно составлять технологическую карту урока?
Технологическая карта урока и её структура — В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами. Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.
Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.
Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:
- должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
- должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
- должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
- должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
- должно быть рассчитано время выполнения всех операций.
Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
- Урок – главная составная часть процесса обучения.
- Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
- Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.
Что такое технологическая карта в педагогике?
Цель: изучение вопроса составления «технологической карты». Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку,
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.
- Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
- Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
- За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, В широком значении термин» универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках. Приложение, Слайд 2 – что дает использование Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Для чего нужен план урока?
Продумав содержание и методику проведения урока, начинающий учитель выполняет разработку конспекта урока, В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком.
- Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах.
- Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.
На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом. Разрабатывая конспект, учитель выясняет :
нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы.
При написании конспекта учитель отбирает оптимальное сочетание приемов, методов, средств и организационных форм обучения, Методы : словесные, наглядные, печатные или практические методы, репродуктивные или проблемно-поисковые. Также используются самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя.
- Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний.
- Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового.
- Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании.
- Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы.
Учитываются состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности учебного кабинета, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). В конспекте урока учитель прописывает формулировку вопросов для фронтального опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения.
Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с учебной презентацией, предусматривает демонстрацию/запись терминов и схем на экране или доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным.
Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без использования конспекта) изложению материала на уроке. Конспект включает: наименование темы урока, цель, задачи, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.