Содержание документа согласно ФГОС — Определение Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти. Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения.
- Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
- Данные о детях и родителях.
- Расписание занятий.
- Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
- Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
- Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
- Ежедневное планирование деятельности.
Непосредственный учет деятельности включает в себя:
- Название разделов и тем.
- Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
- Вид учебной деятельности.
- Формы самостоятельной и контрольной работы.
- Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т.к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.
Примечание Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок. На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.
Что необходимо указывать в тематическом планировании?
А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Что необходимо указывать в тематическом планировании Согласно новым фгос?
Утверждены новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287 ). В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным.
Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
- Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы.
- Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным.
- При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
- В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.
- Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
- Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода.
- Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам.
Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
- Примерная рабочая программа воспитания содержит инвариантный модуль «Школьный урок».
- Специалисты РАО рекомендуют школам использовать воспитательный потенциал каждого урока.
- Конкретные действия надо отразить в модуле рабочей программы воспитания.
- Их можно продублировать в рабочей программе предмета, курса или модуля.
Какой элемент нужно обязательно включить в раздел тематическое планирование?
Как учесть рабочую программу воспитания в программах предметов, курсов, модулей — Проверьте, чтобы педагог включил в рабочую программу предмета, курса или модуля информацию о том, как он учел содержание рабочей программы воспитания школы. Законодательство не регламентирует, как это надо сделать.
Лишь закрепляет, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п.31.1 ФГОС НОО, п.32.1 ФГОС ООО). Если это выделите отдельным блоком, при проверках будет легче доказать, что учёт произведен. Обсудите с педагогом вариант оформления учета рабочей программы воспитания и выберите тот, который ему удобен.
Можете закрепить единые требования для всех учителей в положении о рабочей программе, например потребуйте: добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы предмета, курса или модуля – если оформляете ее; — оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса или модуля рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета; — указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком; — включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.
Так, педагог может:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности; побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.; организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Что должно входить в рабочую программу?
Обязательные компоненты рабочей программы учебных предметов, курсов: — планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; — содержание учебного предмета, курса; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Что такое тематическое планирование?
Касаткина Светлана Николаевна Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского» (г. Калуга, Российская Федерация) Реймер Мария Валериевна Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им.К.Э.
- Циолковского» (г.
- Калуга, Российская Федерация) Евстратова Анастасия Олеговна Студентка ИИиП ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им.К.Э.
- Циолковского», (г.
- Калуга, Российская Федерация) УДК 37.02 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС THEMATIC PLANNING AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE REQUIREMENTS OF THE GEF В данной статье рассмотрены принципы планирования в соответствии с ФГОС, требования к составлению тематического плана, а также этапы утверждения календарно-тематического планирования.
Особое внимание обращается на необходимость создания тематического планирования. Были проанализированы характерные особенности составления тематического плана с учётом требований ФГОС. Ключевые слова: план, планирование, тематическое планирование, ФГОС.
- This article describes the principles of planning in accordance with the GEF, the requirements for the preparation of a thematic plan, as well as the stages of approval of calendar-thematic planning.
- Particular attention is drawn to the need to create thematic planning.
- The characteristic features of the thematic plan, taking into account the requirements of GEF, were analyzed.
Key words: plan, planning, thematic planning, GEF. План — это последовательность действий, которые указывают на основные цели деятельности, а также определяет их порядок, объем, временные границы, Планирование — это составной элемент управленческой деятельности, который способствует подготовке и реализации планов,
- Оно даёт возможность определять развитие педагогической ситуации, а также регулировать ход обучения и воспитания школьников.
- Планированием также называется функция управления, заключающаяся в установлении целей учебной организации и подготовке программ её реализации,
- Тематическое планирование (его еще называют календарно-тематическим планированием) — это перспективный план деятельности педагога, который можно редактировать на протяжении всего года обучения по объективным и субъективным основаниям: праздничные дни, плохое самочувствие преподавателя и др.
Однако данный план необходимо реализовать до конца учебного года. Тематическое планирование нужно для того, чтобы на его основе педагог выработал поурочные планы. Планирование занятия — детализация тематического планирования, которая применяется к определённому занятию.
Это включает в себя: обдумывание и создание плана или плана-конспекта только тогда, когда преподаватель наметил основное содержание и ориентацию занятия, Тематическое планирование считается необходимым нормативным документом, который регулирует работу педагога по осуществлению деятельности в рамках учебного курса или предмета и создаётся на основе своей рабочей программы.
Тематический план хранится в течение одного учебного года,
Как должна выглядеть рабочая программа?
Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три): планируемые результаты освоения учебного курса или предмета, содержание учебного курса или предмета, тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы.
Что изменилось в ФГОС 2022?
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения. ФГОС третьего поколения предполагает: Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
Что нового во ФГОС 2021?
Еще одно изменение — теперь ФГОС 2021 регламентируют перечень обязательных учебных предметов и учебных модулей. При разработке учебного плана на уровне основных классов школа будет вправе учитывать собственные ресурсы и пожелания родителей, чтобы ввести второй иностранный язык, родной язык и литературу на родном языке.
Что должна содержать Рабочая программа по учебному предмету?
-содержание учебного предмета, курса; -планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; — тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; -описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Какие разделы включает в себя программа по предмету?
Согласно ФГОС ОО структура рабочей программы1 по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы : 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета ; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного
Чем отличается рабочая программа и календарно тематическое планирование?
КТП- является дополнением к рабочей программе. Это документ имеет каждый учитель. У каждого свое личное планирование. В ктп уже не прописывается пояснительная записка и другие пункты, а лишь даты и темы проведения уроков.
Что есть рабочая программа?
Рабочая программа — это локальный нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования Page 2 обучающимися (выпускниками) в соответствии с федеральными
Кто пишет программу в школе?
Каким образом разрабатывается образовательная программа в школе? Нужно ли проводить экспертизу или согласование разрабатываемых образовательных программ? Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация.
Согласно ч.5 ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение, она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации.
Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется самой образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется.
Что входит в структуру учебной программы?
Требования к структуре и содержанию учебной программы Задачи изучения дисциплины (минимально необходимый комплекс знаний и умений). Очередность следования данной дисциплины в учебном процессе (после каких дисциплин возможно изучение, «состыковка»). Содержание дисциплины и ее общий объем в часах по учебному плану.
Что обеспечивают примерные рабочие программы?
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ: рекомендации к составлению — Согласно п.7 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.
Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана.
Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана. С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.1.
Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении Рабочая программа — это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.
В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См.
Http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html ), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога. Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Кто составляет ктп в школе?
КТП составляет учитель-предметник самостоятельно, а проверяет и утверждает заместитель директора школы по учебной части.