Что Понимается Под Структурой Учебного Занятия?

Что Понимается Под Структурой Учебного Занятия
Конструирование современного урока химии. Методические рекомендации содержат теоретические основы современного урока – особенности процесса целеполагания, выбора методов и форм, сравнивают структуру уроков различных типов, особенности отдельных этапов урока.

Рассматривается влияние урока на здоровье учащихся и роль личностных качеств учителя на успешность педагогического процесса. Методические рекомендации предназначены для учителей, желающих познакомиться с современным подходом к конструированию урока. Содержание 1. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя 2.

Структура урока 3. Здоровье учащихся 4. Личность современного учителя 5. Литература Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. Школьная система долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что: — на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности; — учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

  1. Со сменой парадигмы образования изменяется сущностный смысл понятий « образование» и как его составной части « обучение» : обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры,
  2. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е.

планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты, Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

В Законе об образовании сказано: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, а учитель химии как раз и формирует научное мировоззрение» Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности. Школа – это социальный институт, она решает задачи, поставленные обществом. Поэтому формирование педагогической цели идёт на основе социального заказа, который трансформируется в деятельности конкретного учителя.

Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Правильно поставленная задача – 50 % успеха урока. Когда учитель формулирует цель (педагогическую задачу ) конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала.

Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны.

Какие структурные компоненты входят в состав учебного занятия?

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

  • Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса.
  • В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации.
  • Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
  • Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОТОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Учебное занятие – это: — модель деятельности педагога и детского коллектива; — ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие; — время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: — собственно обучающие; — общеразвивающие ; — воспитательные. Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия: — по передаче знаний; — по осмыслению знаний и их закреплению; — по закреплению знаний; — по формированию умений и применения знаний на практике; — тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); — по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Читайте также:  Что Такое Проект В Дошкольном Образовании?

Что такое структуру урока и чем она обусловлена?

СТРУКТУРА УРОКА дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь компонентов урока, их упорядоченность и взаимодействие, Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО,С.М. Вишнякова,1999,

Что такое структура урока?

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока.I. Организация начала урока (2 минуты).

Что понимается под уроком?

УРОК минимальный учебный период, занимающий один академический час, Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины Урок основная форма организации педагогического процесса; законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок рабочего времени, сложный и ответственный этап учебного процесса.

  • Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
  • УРОК система организаторской, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач обучения и воспитания.
  • Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения.

Словарь ключевых понятий и определений.2017 Урок организация во времени, организованная система обучения воспитательного, коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей и совершенствование опыта педагога.

Источник: Педагогический словарь-справочник.Ч.1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016 УРОК форма организации учебной работы, при которой педагог занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определенных учебной программой.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов Урок форма организации обучения, при помощи которой учителя, работая с постоянным составом учащихся (классом) по твердому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (40-45 мин.) в определенном месте (учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.д.) и используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.

  • Источник: Педагогический тезаурус.2016 г.
  • УРОК форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения.У.
  • Проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30–35 мин.) (Педагогический энциклопедический словарь.

– М.: Большая Рос. энцикл.2002).В.И. Галака Источник: Глоссарий современного образования. УРОК ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания.

Сколько этапов составляют структуру учебного занятия?

ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» Рекомендации по планированию, проведению и анализу занятия в учреждении дополнительного образования детей Методические рекомендации Составитель: Банникова Марина Владимировна Рекомендовано к распространению методическим советом ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр» Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Содержание
Пояснительная записка 4
1. Первые занятия в творческом объединении 5

2. Методы обучения в системе дополнительного 3. Методики обучения, используемые в сфере

дополнительного образования детей 8
4. Средства обучения 9
5. Педагогические технологии, используемые в сфере 9
дополнительного образования детей
6. Принципы обучения 16
7. Методика конструирования задач учебных занятий в 18
системе дополнительного образования
8. Основы построения учебного занятия 19
9. Традиционные и нетрадиционные формы
организации деятельности обучающихся
в образовательном процессе 22
10. Алгоритм подготовки учебного занятия 23
11. Примерная структура занятия 25
12. Анализ учебного занятия. 29
Приложения 43
Литература 44

Пояснительная записка В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.

  1. В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
  2. Возрастают требования к содержанию и качеству образования.
  3. Это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Какие признаки определяют структуру и тип урока?

Тип, и структура уроков зависят от дидактической цели, содержания учебного материала, подготовленности учащихся, места данного урока в системе изучения той или иной темы.

Что определяет тип учебного занятия?

Типология историко-педагогического происхождения — Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов). В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются:

  • урок,
  • лекция,
  • семинар,
  • мастер-класс
  • экскурсия,
  • лабораторная работа,
  • контрольная работа ( экзамен, коллоквиум, зачёт ),
  • конференция,
  • др. виды учебных занятий.

Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.

Читайте также:  Каким Словом Можно Заменить Слово Проект?

Какие бывают структуры урока?

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС —

Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок,
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Для чего нужна структура урока?

Что такое структура урока — В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях. Определение 1 Структура урока – это список поэтапности его проведения. Определение 2 Стандартный урок подразделяется на основные элементы:

  1. Организационный момент ( 2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
  2. Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания ( 5 минуты). Предварительно проводится проверка задания на усвояемость предыдущего материала. Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
  3. Изучение нового материала ( 24 минуты). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
  4. Закрепление ( 13 ), Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
  5. Итоги ( 4 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
  6. Домашнее задание ( 2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.

Какие бывают формы организации обучения?

Эмпирическая классификация форм организации обучения — Обычно выделяются три группы форм обучения:

  • фронтальные,
  • групповые,
  • индивидуальные,

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.

При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной (общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым. Об эмпирическом характере такого деления свидетельствует также оформление терминов во множественном числе. Эта классификация обусловлена практикой обучения, в которой в каждый временнόй период на учебном занятии наблюдается однотипная со-бытийная ситуация взаимодействия участников обучения.

Классификация может быть использована для адекватного описания и объяснения учебного процесса в рамках классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения,

Какие бывают формы работы на уроке?

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.

  1. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований.
  2. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.
  3. Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ.

Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

  • В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Читайте также:  Какие Разделы Включает В Себя Технологическая Карта?

Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Почему урок является основной формой организации учебного процесса?

Главная : Учительская : В помощь педагогу : Урок — основная форма организации обучения в современной школе Урок как целостная система Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М.

  • Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».
  • Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день.
  • До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

  • Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
  • Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Цель должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

  1. Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся).
  2. Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п.
  3. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Какова же структура урока и как она влияет на определения типологий уроков? Типология и структура уроков Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний.

Какой структурный элемент урока предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности?

Оргмомент предназначен для создания у детей рабочей настроенности. Не должен быть затянут, так как это может привести к появлению методических недочётов в организации урока. На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся.

Каким должен быть современный урок?

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков.

Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: 1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники.