Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.
Как приветствовать учеников?
Автор: Тамара Сергеевна Раенко Организация: МБОУ СОШ №23 Населенный пункт: Ростовская область, п. Красногорняцкий Учитель – профессия особая, даже в чём-то уникальная. Каждый из вас талантлив, каждый из вас – волшебник. Вы отдаёте своим ученикам всё самое лучшее: свои знания, свой опыт, частичку своего сердца.
Благодаря вам мир сверкает яркими красками. Пусть любимая работа приносит вам удовлетворение, а мой мастер-класс и мастер-классы моих коллег пополнят вашу методическую копилку. — Приём какого этапа урока я использовала, начав своё выступление? (Эмоциональный настрой) Я не зря начала выступление с психологической разминки.
Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта в дальнейшей работе. Давайте ещё раз проверим. Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
- Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга.
- Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
- Вы пришли веселые домой.
- С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня.
- Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа.
- Это самый короткий этап урока, но важный.
Длительность его 1-2 минуты. Но именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке: он создает определенный настрой, выполняет мотивирующую функцию. «Начало больше половины целого», — утверждал Аристотель. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
- Как же интересно начать урок? Вот несколько моих проверенных и эффективных способов проведения начала урока. Итак, 1.
- «Приветствие» Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости.
- С него и должна начинаться встреча учителя с учениками на уроке.
- Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра.
Например: *** — Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! *** — Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в наш Чудесный учебник.
А вы этого желаете? Тогда вперед! *** — Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. *** — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Можно написать на доске слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия.
Что такое мотивация на уроке?
26.05.2016 Левина Ольга Ивановна, преподаватель Кожухова Надежда Валерьевна, студент Малушко Мария Олеговна, студент Мезенский педагогический колледж В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одной из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Мотивация — один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Основной целью этого этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеют:
- позитивная психологическая атмосфера урока,
- обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,
- выбор демократического стиля педагогического взаимодействия,
- принятие своих учеников независимо от их учебных успехов,
- преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки,
- психологическое «поглаживание» учеников — приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Для реализации этой цели необходимо:
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «Хочу».
Такой этап удачно созданной мотивации мы пронаблюдали на уроке технологии во время прохождения психолого-педагогической практики в МБОУ СОШ № 2 г. Орла. Учитель начал урок с вопроса о том, какой праздник приближается, в данном случае 8 марта. Предложила сделать что-то красивое и приятное к этому дню мамам, бабушкам и сестрам.
Установить тематические рамки учебной деятельности «Могу».
Этот этап мы пронаблюдали на уроке математики. Учитель создал проблемную ситуацию, попросив учеников решить пример с остатком, который они еще не изучали. Дети стали выдвигать свои предположения, заинтересовавшись трудным примером. Выслушав их варианты решения, учитель сказал, что к концу урока дети научатся решать примеры такого вида сами и применять в дальнейшем обучении.
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «Надо».
На уроке окружающего мира учитель рассказывал детям о правилах безопасности во время грозы, приводил примеры и указывал их значимость в жизни человека. Зная эти правила, дети смогут сориентироваться в подобной жизненной ситуации.
Что такое Оргмомент?
Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.
- Для начальной школы ещё не столь существенно, в каком режиме работает учитель – в традиционном или личностно-развивающем, хочет ли он «оживить» передачу знаний для запоминания или пробудить культурные ценности и смыслы знаний.
- Важно то, что все учителя хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя: — предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); — мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»); — актуализация знаний учащихся.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются: — рифмованное начало урока; — с элементами театрализации; — с загадки; — с эпиграфа к уроку; — с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; — с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока; — с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.