Поисковый этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей. Педагоги отмечают, что деятельность, увлекающая ребенка, активизирует к жизни все его потенциальные способности.
- Вопрос лишь в том, как породить такой интерес.
- Один из классиков отечественной педагогики В.Н.
- Сорока-Росинский призывал следовать «здравому смыслу и прислушиваться к рассуждениям воспитанников «.
- То есть достаточно прислушаться к тому, о чем разговаривают учащиеся, иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует, чтобы задать тему для обсуждения.
Выбор тематического поля — это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.
Этапы реализации проекта. План действий Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» Дж. Герберт 1. Роль учителя при выполнении проекта Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно: — намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; — искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; — осуществлять и аргументировать выбор; — предусмотреть последствия выбора; — действовать самостоятельно (без подсказки); — сравнивать полученное с требуемым; — объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения — обучения» обозначена путем близости изображения символов. Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.2. Роль учащихся в выполнении проекта Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это — неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха».Какой процесс является первым этапом проектной деятельности?1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Какой из этапов проектной деятельности?Этапы проектной деятельности
Сколько этапов истории развития метода проектов?УДК 378 UDC378 ВАСИЛЬЕВА A.M. аспирант, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И,Г. Петровского Е-та//: anya.mihailovna@уапdex, ru РАКЕ, В. аспирант, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г.
Проанализированы научно-методические работы выдающихся ученых, посвященные исследованиям в области проектной деятельности. Определены компоненты проектной деятельности. Проанализированы и зафиксированы этапы исторического развития метода проектов. Осуществлен анализ историка-педагогической литературы, определены ступени становления проектной деятельности в системе высшего образования. Ключевые слова: метод проектов, проект, проектная деятельность, педагогическое проектирование, модель. The article describes the approaches to the definitions of «project» and «project activity». Scientific and methodical works of outstanding scientists in the field of design project activity are analyzed. The components of the project activity are determined. The stages of historical development of the method of projects are analyzed and documented. The analysis of historical and pedagogical literature is made, level offormation of design activity in higher education is defined Keywords: method of projects, project, project activities, pedagogical project activity, model.
Шацкий, К.П. Ягодовский и др. Слово «проект» проявляется в нескольких смыслах, и почти все они связаны с обучением. Во-первых, проект представляет собой предварительный текст какого-либо документа. Во-вторых, понятие определенных действий как совокупности действий, объединенных одной программой, или организационно-правовой формы целенаправленной деятельности. Работой специалистов в таких проектах является модель. В этом смысле обучение выступает как форма исследовательской деятельности студентов. В качестве примера можно отметить один из самых амбициозных международных проектов — Интернет. И третье значение — проектная деятельность для разработки, планирования, проектирования любой системы, объекта или модели. Педагогическое проектирование, по словам В.И. Загвязинского, — это движение от абстрактного представления модели траектории движения к результату, и результат к описанию конкретных действий для до- стижения результатов. Что такое этапы проектирования?Исходно-разрешительная документация — Сбор исходно-разрешительной документации (ИРД) выполняется на самых ранних этапах проектирования или предшествует ему, как самостоятельная, независимая работа. Исходно-разрешительная документация — это комплект материалов, характеризующих будущий объект строительства и отведённую для этих нужд площадку.
В зависимости от специфики конкретного объекта этот перечень может быть значительно расширен. Так при проектировании объекта в особо охраняемых зонах потребуется получение исходно-разрешительной документации у соответствующих государственных служб. Таких случаев может быть множество, поэтому для каждого объекта составляется свой перечень исходно-разрешительной документации. Что такое проектный этап?Проектный Этап включает последовательность действий, обеспечивающих в итоге прохождение экспертизы и получение разрешения на строительство, а также привлечение проектного кредитования в объеме, необходимом для развития проекта и зафиксированном в утвержденном бюджете проекта. Что такое этап реализации проекта?В жизненном цикле проекта выделяют пять этапов управления проектом: инициация, планирование, выполнение, мониторинг и завершение. При работе над сложными проектами команда может ориентироваться на эти этапы как на дорожную карту. Познакомьтесь с Софией. Она возглавляет команду HR-специалистов в своей компании. Вместе им предстоит работа над очень крупным проектом по пересмотру всего процесса адаптации новых сотрудников. Большинство из нас (как и София) представляют два этапа, когда думают о работе над проектом: начать проект и закончить его. На самом деле речь идет о гораздо большем. Представьте, что вы печете торт. Нельзя наугад взять ингредиенты, свалить их в кучу и сразу получить отменный и вкусный глазированный десерт. Нужно потрудиться, чтобы закупить продукты, подготовить их и смешать. Кроме того, в процессе придется то и дело пробовать результат на вкус. Сколько существует этапов проектного обучения?Проектное обучение
В каком этапе определяется тема проекта?— Презентация проекта. — — Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). | ||||||||||||
КОНТРОЛЬНЫЙ | ||||||||||||
— Анализ результатов выполнения проекта. — Оценка качества выполнения проекта. |
Учитель | Ученик |
— Предлагает тематическое поле. — Мотивирует учащихся к обсуждению. — Предлагает схемы анализа потребностей. — Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. — Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку. | — Обсуждает тему. — Определяет свои потребности. — Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. — Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. — Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
После постановки цели проекта в первую очередь на аналитическом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта). На всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.
- Вопрос об используемых источниках информации руководитель проекта и учащийся могут решать на свое усмотрение в зависимости от цели проекта, в то время как со стороны их количество может показаться избыточным или недостаточным.
- Подростки способны самостоятельно планировать поиск информации, о ходе которого учитель, как правило, узнает во время первых консультаций.
Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы «снять» их тем или иным образом. На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта.
Какие бывают методы в проекте?
— наблюдение, – интервью, – анкетирование, – опрос, – собеседование, – тестирование, – фотографирование, – счет, – измерение,- сравнение.
Какие виды проектной деятельности есть?
Выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности.
Что такое технология проекта?
Автор: Звонарёва Татьяна Николаевна Проектная технология. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике.
Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.
Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us, Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Ц ель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат — овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Целевое назначение: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии: · позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного; · развивать у каждого позитивный образ себя и других; · развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.2.
В чем заключается суть проектной методики?
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2018 года; проверки требуют 17 правок, Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф.Е.С.
Полат ); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
- То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.
Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» ( 1918 ), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году, Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской, В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными, В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально.
Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е.С.
Полат, Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
Сколько существует этапов проектного обучения?
Проектное обучение
Этапы выполнения проекта | Формы и методы обучения |
---|---|
3. Технологический | — беседа; — показ; — упражнение; — самостоятельная работа; — практическая работа |
4. Заключительный | — беседа; — дискуссия; — консультация; — деловая (ролевая) игра; — имитационно–деятельностная игра |
Что такое структура проекта?
Структура проекта — основные элементы проекта, необходимые для эффективного управления им. Правильная структура проекта настраивает все процессы так, чтобы главная цель была достигнута с оптимальным соотношением цены, времени и качества.
Что такое проектный продукт?
Что может быть ПРОЕКТНЫМ ПРОДУКТОМ? Это информационная составляющая проекта, с помощью которой авторы проекта собираются решать или решают научную, социальную, профилактическую или познавательную проблему, являющуюся отправной точкой для разработки проекта.
Что такое проект для 5 класса?
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.