Нестандартные уроки Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным.
- В этой статье несколько идей наиболее востребованных нестандартных школьных уроков.
- Нестандартный урок – что это? Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность.
- В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании. Польза нестандартных уроков
Н естандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны. Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету. Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки. Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Восемь идей необычных уроков
- Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее. Деловая игра, На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение. Урок-конференция, Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада. Урок-встреча, На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.). Урок-концерт, инсценировка, Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка. Интегрированный урок, Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью. Урок-игра, Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие.
Что такое традиционный урок?
Слайд 1 МБОУ Бора- Тайгинская СОШ Современный и традиционный урок, достоинства и недостатки Ондар Чаяна Чыргал-ооловна с. Бора-Тайга, 2016г, Слайд 2 Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет.
И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Слайд 3 Урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса.
В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса : цели, содержание, средства, методы, организация. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
- Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
- Что такое урок? Слайд 4 Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок,
- Актуальный — означает важный, существенный для настоящего времени.
А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, Но это не значит, что традиционный урок изжил себя. Обратимся к результатам мониторинга, который был проведён «Издательством Просвещение».
Кандидат педагогических наук, проректор Московского института открытого образования, учитель, научный консультант Ольга Борисовна Логинова в видеолекции «Первые итоги введения ФГОС по результатам мониторинговых исследований», прошедшей 28.08.2014 года, привела факты использования традиционного урока или отдельных его элементов на современных уроках,
Это доказывает, что урок, отвечавший требованиям 20-21 веков, является актуальным. Проведя мониторинг современных уроков, О.Б.Логинова утверждает, что ИКТ на каждом уроке русского языка( как один из важнейших компонентов урока по ФГОС) использовали в 2013 году 2% педагогов, а в 2014- 5,7%.
В чем отличие традиционного урока от современного?
Главная / Общение / Блоги / Блог пользователя Ксения Мусина Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Современный урок – это урок по ФГОС.
Он отличается от традиционного урока. Но отбрасывать традиционные идеи урока нельзя. Учитель на современном уроке должен использовать традиционные и инновационные методики. Урок по ФГОС должен быть актуальным, важным, практико?ориентированным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека и общества.
Вот какое дают пояснение в Центре научного сотрудничества «Интерактив плюс» — «Задача учителя не только признать право учащегося на собственное суждение, но и развивать его. По каждому вопросу курса географии ребенок доказательно должен высказывать свою точку зрения.
- Ученик не просто зазубривает знания, полученные от учителя, от автора учебника или из другого источника, он должен добывать их, суметь доказать их истинность».
- Таким образом, сейчас задача учителя направлять действия детей, а не передавать им готовые знания.
- Урок должен носить проблемный характер,
- Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя.
Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести обучающихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике. Наша задача на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
Список литературы 1.
Чем отличается нетрадиционный урок от традиционного в учебном процессе?
Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных уроков по истории. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.
- Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий.
- Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.
Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.
С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.(словестные,наглядные,репродуктивные,проблемное изложение материала,иследоватеьский) Типы уроков в рамках традиционного обучения — Урок ознакомления с новым материалом — Урок закрепления изученного — Урок применения знаний и умений — Урок обобщения и систематизации знаний — Урок проверки и коррекции знаний и умений — Комбинированный урок Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.
Структура традиционного урока довольна проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Нестандартные уроки С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Нестандартный урок имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: -урок-игра или урок-учебная игра; -урок-учебная дискуссия; -урок-исследование.
В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование «методов прямого доступа»; стимулирования интереса и мотивации учащихся.
Что такое нетрадиционный урок?
Введение Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность учащихся.
- Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание.
- Радикальные изменения происходят, в том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов).
В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
- В новом образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования.
- В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.1.
Использование развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС.1.1. Место развивающего обучения в системе образования. Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта, это освоение учителями новых образовательных технологий.
Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. Наибольшее распространение в настоящее время получают так называемые «нетрадиционные» уроки, как одна из форм развивающего обучения, где за основу берется развитие познавательного интереса. При всем разнообразии методических подходов, на первый план выдвигается идея развивающего обучения способствующего развитию интеллекта и способностей учащихся.
Для этого и необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных уроков, чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у учащихся. Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.
Что такое современный урок?
1 слайд Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса — учитель и ученик. Каким будет его урок — решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.2 слайд Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для форм ирования ее нравственных основ.
коммуникативные познавательные личностные регулятивны
5 слайд Современный урок определяет следующие образовательные идеи: 1. Идея субъектности, На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество.2.
значимый, интересный для детей материал. Детям предлагаются различные учебные ситуации:
Центры обучения письму. Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.
задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; положительная обратная связь; возможность действовать самостоятельно.
3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий.
Что такое нетрадиционные методы в педагогике?
Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж» Экзаменационная работа по педагогике Нетрадиционные уроки в начальной школе Выполнила студентка 3 курса 346А группы Борисова Александра Сергеевна Почта: sasha — sashka 111@ yandex,
- Ru Научный руководитель: Козлова Светлана Александровна Почта: royal,
- Mail @ list,
- Ru Нижний Новгород 2020 г.
- Актуализация: В нынешнее время уроки у учителя начальных классов должны быть творческими.
- Что это значит? Это значит, что уроки у педагогов обязаны быть разнообразными и увлекательными.
- Особенность учителя начальных классов в том, что он должен быть специалистом во многих областях: математике, чтении, письме, русском языке, окружающем мире, иногда даже технологии, физкультуре и изобразительному искусству, и во всем этом должен разбираться один человек.
Но самое важное, что учитель не только должен в этом разбираться, но и уметь правильно донести информацию до детей. Организация учебно-образовательного процесса по современным нормам, требует от педагога усовершенствование его навыков путем поиска улучшенных приоритетов в определении целей, задач, форм содержания и методов постановки учебной деятельности учеников.
- Основная часть: Урок — это форма организации обучения с целью овладения учениками новых знаний.
- Традиционные уроки в начальной школе не вызывают у детей интереса.
- Да, ребята приходят в школу с горящими глазами, но через время, все равно перестают хотеть учиться.
- Задача педагога за 4 года привить любовь к школе и самому обучению, но это достаточно сложно, проводя ребятам исключительно однообразные уроки.
И как раз здесь педагог может воспользоваться не так давно придуманными нетрадиционными методами обучения. Это позволит учителю вовлечь ребенка в процесс обучения. Учеба – это труд, и обучающийся должен это понять. Но этот труд можно облегчить, если учеба будет легкой, интересной, и будет приносить радость.
- Дети очень любопытны.
- Когда им преподносят уже известную для них информацию, ребята чаще всего теряют интерес, отвлекаются и делают все, чтобы не слушать знакомую им тему.
- Нетрадиционные методы проведения уроков повышают познавательный интерес у ребенка.
- Быстрое усвоение материала, улучшение качества знаний, улучшение навыков все это дают нетрадиционные формы обучения.
Именно в начальной школе это показано больше, потому что суть этого метода — это игровая деятельность и особенность проведения. На таких уроках ребята чувствуют себя более расслабленными, раскрепощенными, увлеченными. Нетрадиционными могут быть мотивационный момент, физкультминутки, рефлексия, все зависит от педагога, и то на сколько он креативно преподнесёт информацию.
Что такое нетрадиционные формы обучения?
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.К.Д. Ушинский Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.
Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Урок — гибкая форма организации обучения.
Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.
Нетрадиционный урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нетрадиционные формы обучения предполагают: • использование коллективных форм работы; • привитие интереса к предмету; • развитие умений и навыков самостоятельной работы; • активизацию деятельности учащихся; • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал; • становление новых отношений между учителем и учениками.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности Признаки нетрадиционного урока Несет элементы нового, места проведения.
- Используется внепрограммный материал.
- Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.
- Выполняются творческие задания.
- Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока. Планируется урок заранее. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков Уроки-«погружения» Уроки — деловые игры Уроки — пресс- конференции Уроки- соревнования Уроки КВН Театрализованные уроки Компьютерные уроки Уроки с групповыми формами работы Уроки взаимообучения учащихся Уроки творчества Уроки- аукционы Уроки, которые ведут учащиеся Уроки-зачеты Уроки- сомнения Уроки — творческие отсчеты Уроки- формулы Уроки- конкурсы Бинарные уроки Уроки- обобщения Уроки- фантазии Уроки- игры Уроки- «суды» Уроки поиска истины Уроки- лекции «Парадоксы» Уроки- концерты Уроки- диалоги Уроки «Следствие ведут знатоки» Уроки — ролевые игры Уроки- конференции Интегрированные уроки Уроки-семинары Уроки – «круговая тренировка» Межпредметные уроки Уроки- экскурсии Уроки – игры «Поле чудес» Классификация уроков нетрадиционной формы Типы уроков и формы Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Уроки проверки и учёта знаний и умений Комбинированные уроки –лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
Чем отличаются типы уроков?
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология» — Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН. Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой). Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету. Комбинированный урок — объединяет теорию и практику. Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер). Урок контроля и коррекции ЗУН.
Сколько видов урока?
Типология уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Типология уроков |
---|---|
1 | Урок изучения нового материала |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний |
4 | Урок повторения |