Сбор полюдья в Древней Руси (XV век) Сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси.
- Эту дань можно условно разделить на две части.
- Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население.
- Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи.
Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. В середине X века полюдье было организовано так. Каждый год в ноябре великий князь вместе с дружиной выходил из Киева и объезжал земли покорённых племён.
- Сначала он посещал древлян, затем — дреговичей, кривичей и, наконец, северян,
- Основные пункты сбора дани назывались становищами.
- Это были племенные центры, на месте которых впоследствии возникли города.
- Многие из них существуют до сих пор.
- Так, в землях древлян дружина князя посещала Малин, Овруч и Искоростень (современный Коростень).
Далее полюдье возвращалось к Днепру и двигалось вверх по реке, останавливаясь в Рогачёве и Речице. Затем дружина переезжала в земли кривичей, посещая Оршу и Смоленск. Дальнейший путь пролегал по землям северян — через Новгород-Северский, Чернигов и Вышеград.
Совершив зимой круговое путешествие, сборщики дани возвращались в Киев. В апреле, когда вскрывались реки, они грузили собранные товары на лодки и отправлялись вниз по Днепру в Чёрное море, к Константинополю. Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов.
Но, кроме выплаты натуральных продуктов (меха, воска и мёда), полюдье предполагало многочисленные отработки — строительство становищ, мощение гатей, гужевую повинность, строительство и оснастку кораблей. Первоначально полюдье напоминало, по выражению одного историка, «молодецкий разбой».
- Но к середине X века установились определённые правила, которые регулировали размер собираемой дани.
- Их нарушение могло привести к серьёзным последствиям.
- Примером является известный летописный рассказ о смерти князя Игоря,
- К концу его правления дань в землях древлян стал собирать отряд варяга Свенельда,
Узнав об этом, дружинники Игоря обратились к князю: «Пойдём, князь, с нами за данью, и ты себе добудешь, и мы». Несмотря на протесты древлян, Игорь собрал дань с древлян повторно — в дополнение к той, что уже взял Свенельд. Собрав по этому случаю вече, древляне постановили княжеский отряд перебить, а самого Игоря казнить.
Какой правитель ввел уроки и погосты?
Впервые административно-территориальное деление в Древней Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки ; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить,
Когда Ольга ввела уроки?
Во времена становления Киевской Руси постепенно складывалась система сбора дани с зависимых земель. Обход князем своих владений с целью сбора дани называлось полюдье. Так было до 945 г. В тот год князь Игорь решил собрать дань с древлян повторно (после того как ее собрал отряд варяга Свенельда).
Когда появились уроки?
Первые школы на Руси — 988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир. Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось.
Кто установил уроки?
Налог введён в практику применения на Руси в X веке законами «Уроки и Погосты» княгини Ольги в ходе административной реформы.
Кем были введены погосты?
Ответ или решение1. Они были введены — г) княгиней Ольгой.
Почему называется погост?
Пого́ст :
Погост — административно-территориальная единица в допетровской Руси. Погост — небольшой населённый пункт в Российской империи с церковью, кладбищем и одним или несколькими домами, в которых жил священнослужитель со своей семьёй и причт, Погост — сельское кладбище,
Что такое уроки уставы погосты?
> «Уроки» («уставы») и «погосты» — законы княгини Ольги по налоговому праву. Введены в 945-947. Учреждение законов было вызвано восстанием древлян. Ольга отправилась в поездку по всему государству и установила везде твёрдые пределы и время сбора полюдья. «Урок» — определённое количество дани в определённом месте с определённого района — «погоста». Появление «уроков» и «погостов» означало перерастанию дани как формы военной контрибуции в дань как форму натурального налога, превращая полюдье (сбор дани) из военной операции в налоговую кампанию.Почему княгиня Ольга ввела уроки и погосты?
Единственная женщина, которая официально правила в Древней Руси – княгиня Ольга, жена Игоря и мать Святослава. Ее правление примечательно тем, что она ввела новые правила сбора податей с населения и завоеванных территорий. До нее порядок сбора дани назывался «полюдьем».
Что ввела Ольга?
Она объехала все свои земли и, чтобы не было новых насилий, ввела «уставы» и «уроки» (постоянные размеры дани), создала погосты, где останавливались сборщики податей. По сути, она провела первую административную реформу.
В каком возрасте дети шли в школу в ссср?
25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении.
- Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования.
- Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации.
- Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX вв., способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.
- В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста. В 1923 г.
- Началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Предполагалось, что на каждого учителя должно приходиться до сорока, а в школах для национальных меньшинств за пределами мест компактного проживания — до 30-ти учащихся.
Параллельно с этим шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих посёлках. Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами начальных классов было решено вести подготовку учителей через систему педагогических техникумов и краткосрочных курсов. При приёме на педагогические специальности вузов сохранялся классовый подход, поэтому наиболее благоприятные условия для поступления получали выходцы из рабочих и крестьян.
Принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к советской власти преподавателей. Таким образом, началось формирование первого поколения советской интеллигенции. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно.
Кто придумал первый урок?
Его называли «учителем народов» и преследовали как протестанта С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей.
Кто первым создал школу в мире?
Ян Амос Коменский (1592 — 1670) Именно этот чешский педагог изобрёл простую и эффективную классно-урочную систему, где группа учеников одного возраста изучает один предмет с общей для всех программой, тратя на изучение одной темы 45 минут.
Когда на Руси появились налоги?
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
- Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей.
- А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
- Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов.
Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется. С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
- Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье».
- Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина.
- Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам.
Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
- Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках.
- Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился.
- Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
- Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству.
В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани). Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы.
В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника».
Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Когда было введено полюдье?
Полю́дье — сбор дани со славянских и финских племён, практиковавшийся в IX—XII веках в Киевской Руси.
Кто придумал понятие урок?
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени.
Кто придумал понятие урок?
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени.
Кто собирал уроки?
Урок- это строго определенный размер дани, который должно было платить население древнерусских княжеств. Уроки были введены княгиней Ольгой, которая правила в 10 веке. Это было сделано после убийства ее мужа Игоря, так как он собирал слишком большую дань. Это была первая налоговая реформа. Опубликовано 3 ноября, 2019
Что такое уроки и погосты?
Сбор полюдья в Древней Руси (XV век) Сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси.
Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи.
Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. В середине X века полюдье было организовано так. Каждый год в ноябре великий князь вместе с дружиной выходил из Киева и объезжал земли покорённых племён.
- Сначала он посещал древлян, затем — дреговичей, кривичей и, наконец, северян,
- Основные пункты сбора дани назывались становищами.
- Это были племенные центры, на месте которых впоследствии возникли города.
- Многие из них существуют до сих пор.
- Так, в землях древлян дружина князя посещала Малин, Овруч и Искоростень (современный Коростень).
Далее полюдье возвращалось к Днепру и двигалось вверх по реке, останавливаясь в Рогачёве и Речице. Затем дружина переезжала в земли кривичей, посещая Оршу и Смоленск. Дальнейший путь пролегал по землям северян — через Новгород-Северский, Чернигов и Вышеград.
- Совершив зимой круговое путешествие, сборщики дани возвращались в Киев.
- В апреле, когда вскрывались реки, они грузили собранные товары на лодки и отправлялись вниз по Днепру в Чёрное море, к Константинополю.
- Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов.
Но, кроме выплаты натуральных продуктов (меха, воска и мёда), полюдье предполагало многочисленные отработки — строительство становищ, мощение гатей, гужевую повинность, строительство и оснастку кораблей. Первоначально полюдье напоминало, по выражению одного историка, «молодецкий разбой».
Но к середине X века установились определённые правила, которые регулировали размер собираемой дани. Их нарушение могло привести к серьёзным последствиям. Примером является известный летописный рассказ о смерти князя Игоря, К концу его правления дань в землях древлян стал собирать отряд варяга Свенельда,
Узнав об этом, дружинники Игоря обратились к князю: «Пойдём, князь, с нами за данью, и ты себе добудешь, и мы». Несмотря на протесты древлян, Игорь собрал дань с древлян повторно — в дополнение к той, что уже взял Свенельд. Собрав по этому случаю вече, древляне постановили княжеский отряд перебить, а самого Игоря казнить.
Что такое погост по истории 6 класс?
Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. Была введена княгиней Ольгой в второй половине 10 века. Схожие понятия – вервь, община. В 18-19 веках погостами стали называть кладбища на территории церкви. Опубликовано 5 февраля, 2019