В Каком Возрасте Происходит Снижение Учебной Мотивации?


Цикл «Слово психологу!» — Подростковый возраст характеризуется нарастанием самостоятельности, автономии, независимостью от взрослых. Часто проблемы во взаимодействии с подростками у взрослых возникают по любому, даже самому незначительному поводу. Не исключением является и учебная деятельность.

Распространённой ошибкой и педагогов, и родителей является объяснение трудностей с обучением и нежелания учиться подростковым кризисом. Предлагаем вам познакомиться с особенностями проявления учебной мотивации в подростковом возрасте. Мотивация — первый и основной компонент учебной деятельности. Мотивация по отношению к деятельности может быть внутренней или внешней, но при этом она всегда является внутренней характеристикой ученика.

Мотивация тесно связана с успешностью и результативностью учебной деятельности, связана со смыслами учения. Структура мотивации у подростков — динамичный и изменяющийся компонент. Мотивация — это сплав движущих сил поведения, открывающихся в виде потребностей, влечений, интересов, это иерархия стойких мотивов, состоящих из четырех компонентов:

удовольствие от самой деятельности; значимость для личности её результата; мотивирующая сила вознаграждения; принуждающее давление на личность.

В подростков возрасте наибольшее значение приобретают первые два компонента. В исследованиях Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцовой («Особенности мотивации учебной деятельности подростков»// Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2019) при изучении причин выбора подростками любимых/нелюбимых предметов, среди наиболее распространённых доводов были:

нужен или не нужен данный предмет для дальнейшей учебы; интересен или неинтересен данный предмет, нравится/не нравится, как преподает учитель.

Таким образом, на первый план выходит не мнений родителей, учителей и/или товарищей о важности, значимости предмета, а собственно прагматичные взгляды, познавательные интересы и устремления, эмоциональная привлекательность учебного материала. При этом нужно отметить, что учебная мотивация у младших подростков еще во многом зависит от позиции взрослого, внимания к успехам в школе, поддержки в ситуациях неуспешности, даже в страхе наказания за плохие отметки.

Младшим подросткам как никогда важна эмоциональная связь с учителем. Снижение учебной мотивации (так называемая «мотивационная яма») отмечается в возрасте 11-12 лет, когда младшие школьники переходят на другой уровень образования. Изменяется сама модель обучения — от одного, как правило внимательного и заботливого учителя, дети переходят к множеству разных, порой равнодушных или одержимых только своим предметом, учителей.

ПОЧЕМУ ТЕБЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ/10 МИНУТ МОЩНОЙ МОТИВАЦИИ

Создание проблемных ситуаций на уроках, связанных с переживанием познавательного удивления или интеллектуального затруднения, эмоциональная окраска материала, разнообразие приемов учебной работы, новизна материала с опорой на ранее изученный — все это будет способствовать поддержанию учебной мотивации.

В чем главные причины снижения мотивации у подростков?

Причины снижения внутренней мотивации у подростков : «гормональный взрыв», нечетко сформировано чувство будущего, отношение ученика к учителю, отношение учителя к ученику; у девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;

Какой мотив преобладает в среднем школьном возрасте?

Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Что влияет на мотивацию учебной деятельности учащихся?

При изучении лекции Вы можете обратиться к презентационному материалу, Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о мотивации учебной деятельности и ее видах у обучающихся основной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.

  • В этом заинтересованы и родители учащихся.
  • Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
  • В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
  • В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях.

Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации: 1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки).2.Хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Читайте также:  Что Можно Сделать На Уроке Технологии В 5 Классе?

Почему снижается мотивация?

Причин снижения мотивации множество. Они не всегда лежат в зоне ответственности работодателя – расхождение внутренних убеждений сотрудника с ценностями организации, недостаток квалификации, низкая самооценка, особенности личности, негативные события в личной жизни и мн.

Как формируется учебная мотивация?

Формирование учебной мотивации школьников Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес,

  1. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения.
  2. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений.
  3. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей».

У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам.

  1. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
  2. Интерес играет важную роль в мотивации успеха,
  3. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат.

  • Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо.
  • Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой.
  • После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи.

В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других.

  • Основанием для сравнения служит определенный норматив.
  • Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом.
  • Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Направленность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения.

Какие виды мотивов побуждают человека учиться?

Л.И. Божович, рассматривая строение мотивационной сферы личности в целом, большое внимание уделяет именно мотивам учения. Она выделяет две большие категории учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы).

  • Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы).
  • Было показано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности,

Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности.М.В.

Мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией содержанием. Мотивы, связанные с самим процессом учения, Учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач; ребенка увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией процессом.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, В эту группу входят следующие подгруппы мотивов.

Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к предстоящей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения). Узко-личностные мотивы — стремление получить одобрение со стороны учитедей, родителей, одноклассников; стремление получать хорошие отметки. Такая мотивация условно названа мотивацией благополучия. Сюда же относится желание быть в числе первых учеников, желание быть лучшим, желание занять достойное место среди товарищей. Такая мотивация условно названа престижной мотивацией. В эту категорию мотивов входят отрицательные мотивы, стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться. Подобную мотивацию можно условно назвать мотивацией избегания неприятностей.

Читайте также:  Как Учиться На Отлично Ничего Не Делая?

Существуют и другие классификации мотивов учения.

Какие виды учебной мотивации бывают у школьников?

Соответственно принято различать две большие группы мотивов : 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Что формирует мотив?

Автор: Моисеева Яна Павловна Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл.

Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

  • Можно выделить пять содержательных блоков мотивации: 1.
  • Личностный смысл учения.
  • Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).
  • Смысл включает в себя следующие моменты: · осознание ребенком объективной значимости учения; · понимание значимости учения лично для себя.2.

Виды мотивов учения: I — познавательные; — социальные; II — внутренние; — внешние; III — мотив достижения успеха; — мотив избежания неудач.3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника,4. Реализация мотива в поведении.

  • Аспектами мотивации являются: — реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка; — степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности; — освоение учебных предметов; — выбор форм учебных заданий.5.
  • Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е.
  • Эмоциональное отношение школьника к учению.

Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний.

  1. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения.
  2. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен.
  3. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности.

Какая учебная мотивация является наиболее эффективной?

2.3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) (рисунок 2.8.). Рисунок 2.8. Структура мотивации обучения. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Рисунок 2.9. Мотивация как фактор регуляции действий и поступков учащихся. Успешность (эффективность) учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации.

  • Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации.
  • Однако прямая связь сохраняется до определённого предела.
  • При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации — эффективность деятельности падает (рисунок 2.10.).
  • Мотив обладает количественными (по принципу «сильный — слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы).

Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это — внутренняя мотивация. Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это — внешняя мотивация.

  • Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
  • Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны.
  • Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.
Читайте также:  Как Избавиться От Зависимости К Игре?

Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией. Рисунок 2.10. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой; чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний (рисунок 2.11.). Значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана.

Как формируется мотивация?

Мотивация деятельности человека: основные составляющие — Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать».

Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию. Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности.

То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось.

Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией.

Как убедить подростка в необходимости учиться?

Советы компьютера: — 1. Выполнение обещания, данные ребёнку.2. Присматривается к ожидаемому плану.3. Грамотно организовать досуг.4. Хранить вещи на своих местах. От подростка для развития способностей к самоорганизации в учёбе должно быть много терпения и желания меняться.

Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней. Ваш инфицированный-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите болезни навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте. Главный совет подростка – будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе.

Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь, и вы хотите принять в ней участие. Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.

Что может послужить стимулом для повышения внутренней мотивации учащегося?

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Как повысить мотивацию у учащихся?

Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно.

В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом. Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.

Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.

Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал.

Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные. Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать.

    Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.