Что Формируется При Помощи Психологического Анализ Урока?


Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист.

Что такое психологический анализ урока?

Урок как единица учебного процесса — Начать психологический анализ урока следует с предоставления определения данной формы обучения. Уроком называют одну из форм учебно-воспитательного процесса, при которой учитель в течение определенного количества времени руководит деятельностью своих учеников с целью познания ими определенной информации. Психологический анализ урока предполагает выделение основных признаков данной формы образовательного процесса. Здесь следует отметить:

Наличие постоянной группы учащихся. Деятельность учеников с учетом характерных особенностей каждого из них. Овладение основами изучаемого материала.

Необходимо проводить своевременный психологический анализ уроков в целях повышения их качества и эффективности. Урок еще долгое время будет оставаться единственной и незаменимой единицей обучения. На данный момент это самая удобная форма образовательного процесса.

Что включает в себя анализ урока?

Содержание:

Психолого-педагогический анализ урока. Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа. Примерная схема анализа урока в классе коррекционно-развивающего обучения. Самоанализ урока.

Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.Л.М.

Митина Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для анализа. Для того чтобы адекватно оценить развитие ребенка и степень его, адаптации к школе, практическому психологу необходимо быть знакомым с учебной программой.

Это очень актуально для начальной школы, особенно для первого класса, где в рамках одной возрастной группы разница в развитии детей может быть весьма значительной, а задачи обучения одинаковы для всех. Таким образом, знание психологом учебной программы поможет ему предупредить возможность возникновения у учащихся школьной дезадаптации.

Читайте также:  Какая Самая Страшная Игра В Мире На Телефон?

Хочется еще раз подчеркнуть, что школьный психолог — это специалист, работающий не с ребенком вообще, а со школьником, то есть человеком, играющим конкретную социальную роль, находящимся в определенной среде с принятыми в ней достаточно жесткими правилами и требованиями. Знакомство с программой может оказаться особенно полезным при посещении уроков и последующим их психолого-педагогическим анализом.

Психолого-педагогический анализ уроков может быть построен по различным схемам. В «Технологии практического психолога образования» описывается, в частности, подход, предложенный Л.Т. Охитиной. В нем автор выделяет такие опорные пункты психологического анализа: психологическая цель урока, его стиль, организация познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных особенностей.Н.В.

Клюева добавляет к перечисленным разделы «Организованность учащихся» и «Речевая культура учителя». Педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологам и логопедам, формулируя запрос, как обучать конкретного ребенка с определенной проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы.

Причем педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. При определении цели посещения рекомендуется обращать внимание на степень реализации средствами обучения развивающих и (или) коррекционных задач, на связь обучения и развития.

Что включает в себя психологический анализ?

Психологический анализ урока, Дата_ Предмет_ Ф.И.О. учителя_ Класс_ Тема урока_

Показатели реализации психологического потенциала урока,ОценкаПримечание
1.Развитие внимания
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке.
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания.
Изложение учебного материала(образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке.
Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке.
Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания учеников.
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся.
2. Развитие памяти
На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной)
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти уч-ся, использовались сочетание видов памяти.
3.Организация мыслительной деятельности.
Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности уч-ся.
На уроке формировались навыки самоконтроля самооценки мыслительной деятельности уч-сz
На уроке имело место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое)
Мыслительная деятельность уч-ся способствовало росту их интеллектуального уровня.
Учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале.
На уроке учитывались индивидуальные и интеллектуальные особенности уч-ся
На уроке использовались проблемные задания.
На уроке была создана творческая атмосфера
4.Нравственное значение урока
Взаимодействие учителя и ученика на уроке доброжелательное
Учитель развивает у учеников установку на сотрудничество и взаимопонимание
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера
На уроке осуществлялся личностно ориентированный подход
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда.
5. Гигиеническая оценка урока
Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока.