Какие Этапы Выделяют В Научном Исследовании?


С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно.

Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием. Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:  это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;  это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;  оно характеризуется систематичностью : здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; Этапы научного исследования.

Выбор темы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и задач. Формулировка названия работы. Разработка гипотезы. Составление плана исследования. Работа с литературой. Выбор методов исследования. Организация условий проведения исследования. Проведение исследования (сбор материала). Обработка результатов исследования. Формулирование выводов. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования.

!!! ( один из самых важных и сложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы) От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех.

Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.) Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо.

Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

    В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.

    Сколько этапов в научном исследовании?

    Процесс выполнения исследовательской работы включает в себя шесть этапов : 1) выбор темы; 2) определение цели и задач исследования ; 3) теоретические исследования ; 4) экспериментальные исследования ; 5) реализация научных исследований.

    Что такое этапы исследования?

    Смотреть что такое «ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» в других словарях: —

    ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА — – основные структурно логические компоненты процесса его исследования. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов (В.А. Ядов).1. Составление программы исследования конфликтов.2. Определение конкретного объекта изучения Энциклопедический словарь по психологии и педагогике ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО) — англ. stages of research(sociologic/ sociological); нем. Forschungsetappen. Последовательные стадии проведения исследования: а) уяснение исследовательской проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции (разработка программы); б) Толковый словарь по социологии ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТАПЫ — – составные части исследования, выполняемые за определенный промежуток времени и заканчивающиеся качественными и/или количественными результатами. Последовательность и соразмерность этапов является показателем технологичности исследования. Этапы Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Этапы системного исследования — В системном исследовании выделяют ряд последовательных этапов: Определение конфигуратора; Определение проблемы и проблематики; Выявление целей; Формирование критериев; Генерирование альтернатив; Построение и анализ моделей; Выбор модели; Википедия ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — в целостной структуре исследовательского процесса специфич. виды деятельности социолога, связанные с решением промежуточных целей и задач. Выделяются следующие основные Э.с.и.: разработка программы социологич. исследования, сбор эмпирич. данных Российская социологическая энциклопедия Этапы инновационного процесса — упорядоченные по последовательности реализации и характеризующиеся определенным, четко фиксируемым результатом части инновационного процесса. Этапы инновационного процесса могут быть разделены на две крупные группы дорыночные и рыночные этапы. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей Цели и результаты социологического исследования — связаны с решением социальных проблем разного уровня значимости. Фундаментальные теоретико познавательные исследования имеют Ц. установление закономерностей некоторого социального процесса (например, возникновения, развития и функционирования Социологический справочник НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ — перечень последовательно совершаемых логико познавательных действий (операций), обеспечивающих выполнение самого исследования. Научный аппарат организует поисковую деятельность и упорядочивает ее. Он формируется сразу после выбора темы и ее Современный образовательный процесс: основные понятия и термины методика исследования — 1) Метод (прием) исследования.2) Процедура применения того или иного метода приема. Второе значение наиболее правильное, так как один и тот же прием может использоваться разными методиками. Различия в методике исследования зависят от разных Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ — – документальное изложение целей, основных задач, методологических оснований и гипотез анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии, с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Что является первым этапом исследования?

I. Подготовительный этап На этом этапе уточняется тема, составляется программа исследования, определяется выборка, разрабатывается инструментарий, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия. Рабочий план имеет произвольную форму.

Сколько этапов должно быть в эксперименте?

Эксперимент условно можно разделить на три этапа : подготовительный, организационный, итоговый.

Что входит в структуру научного исследования?

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ — 1) информационный процесс преобразования с помощью научных методов исходных данных (первичной информации) в знания; 2) совокупность теоретических и эмпирических процедур, нацеленных на получение нового знания, необходимого для достижения поставленных целей; 3) вид деятельности, направленный на получение и применение новых знаний.

  1. Важнейшей чертой научного исследования выступает его организованный и целенаправленный характер, а также опора на научные принципы и методы.
  2. Научное исследование реализуется человеком — исследователем, обладающим необходимыми навыками и знаниями.
  3. Это придает исследовательской деятельности индивидуальный характер, так как личность ученого влияет на постановку и видение проблемы, формулировку гипотез, выбор исследовательских практик (методов и способов работы с информацией) и непосредственно на результаты исследования.

Структура научного исследования включает следующие элементы: а) научная проблема; б) гипотезы; в) объект и предмет исследования; г) цель и задачи; д) методология и методы исследования; е) результаты и выводы. Научное исследование состоит из следующих этапов: 1 — постановка проблемы, определение объекта, предмета, цели и задач; 2 — разработка гипотез и стратегии исследования (методология и методика); 3 — сбор информации и формирование информационной базы исследования; 4 — преобразование (систематизация, обобщение, анализ и синтез) исходных данных в верифицированное знание, представленное результатами и выводами; 5 — оформление текста научного труда.

Выделяются виды научного исследования в зависимости: ♦ от общей направленности работы — фундаментальное, прикладное; ♦ от цели — теоретическое, практическое; ♦ от задач исследования — описательное, аналитическое; ♦ от объекта исследования — сплошное, несплошное (монографическое, изучение элитных групп, выборочное); ♦ от географических рамок — локальное, региональное; внутри-государственное; международное; глобальное; ♦ от хронологических рамок — статичное, динамическое; ♦ с учетом отрасли знания исследования могут быть естественнонаучными, математическими, гуманитарными, социально-экономическими, географическими и т.д.Л.Н.

Мазур Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред.А.О. Чубарьян., 2014, с.146-147. Литература: Берков В.Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект). Минск, 1979; Герасимов И.Г.

  1. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке).М., 1985; Гончаров С.С., Ершов Ю.Л., Самохвалов К.Ф.
  2. Введение в логику и методологию науки.
  3. Новосибирск, 1994; Горский Д.П.
  4. Обобщение и познание.М., 1985; Голдстейн М., Голдстейн И.
  5. Как мы познаем: Исследование процесса научного познания.М., 1984; Лукашевич В.К.

Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991. Лутаенко В.С. Основы научного творчества (некоторые вопросы теории, методики и практики). Киев, 1976; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.С.29-68; Поппер К. Логика научного исследования: Пер.

Какие бывают научные исследования?

Виды — Виды научных исследований:

  • Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
  • Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
  • Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
  • Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
  • Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
  • Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
  • Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
  • Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
  • Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
  • Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, то есть операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
  • Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.