25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении.
- Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования.
- Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации.
- Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX вв., способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.
- В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста. В 1923 г.
- Началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Предполагалось, что на каждого учителя должно приходиться до сорока, а в школах для национальных меньшинств за пределами мест компактного проживания — до 30-ти учащихся.
Параллельно с этим шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих посёлках. Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами начальных классов было решено вести подготовку учителей через систему педагогических техникумов и краткосрочных курсов. При приёме на педагогические специальности вузов сохранялся классовый подход, поэтому наиболее благоприятные условия для поступления получали выходцы из рабочих и крестьян.
Принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к советской власти преподавателей. Таким образом, началось формирование первого поколения советской интеллигенции. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно.
Сколько лет дети учились в школе в ссср?
1920-е годы — 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16—50 лет),
- В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности.
- В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность»,
- Свыше 1,2 миллиона человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъёме культуры.
Для ускорения ликвидации безграмотности пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня,
Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек, В 1925—1928 годах, по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста, всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов.
Так, законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 году — в Украинской ССР ; в 1926 году — в Белорусской ССР ; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии — в конце 1920-х годов, Однако только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 году — уже только 300 тыс.
- Беспризорников), к сентябрю 1930 года появились основания утверждать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически,
- Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу».
- В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений.
В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов, В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР было семилетним. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты,
Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (четыре года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9—10 лет учёбы), Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами.
Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а численность учащихся сократилось до 7 322 062 человек (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а численность учащихся — до 10 219 529) ).
Год | Расходы на просвещение (в руб.) | Процент от бюджета |
---|---|---|
1925—1926 | 520 000 | 12,36 |
1926—1927 | 691 000 | 11,96 |
1927—1928 | 895 000 | 12,42 |
1928—1929 | 1 123 000 | 12,78 |
1929—1930 | 1 781 000 | 13,37 |
15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись.
Как учились дети в ссср?
Скорее всего, многие слышали от взрослых, что раньше было лучше, в том числе, это фраза касается и обучения в школе. Многим будет интересно узнать, как учились наши родители, бабушки и дедушки и сильно ли школьное образование в СССР отличается от сегодняшнего регламента русской общеобразовательной школы. Для начала сравним общую систему образования:
Урок в СССР длился 45 минут, сейчас — 40 минут. А ведь эти пять минут могли бы усовершенствовать наш школьный интеллект в тысячи раз. Только представьте, сколько часов потеряно.Раньше во всех школах была шестидневка, а сейчас школьник проводит всего пять дней в школе, и это важный фактор при обучении. В советский период государство боролось с безграмотностью людей, обучаться письму приходилось всем. Благодаря декрету 1919 года стали появляется школы по всей стране.Советская начальная школа длилась с 1 по 3 классы, сейчас — с 1 по 4 классы, к тому же в первом классе учатся без оценок. Но раньше всего было 10 классов, поэтому средняя школа начиналась с 4 класса, а уйти для поступления в колледж можно было после 8 классов обучения. Получается, раньше школьная программа была сокращен по сравнению с той, по которой учатся в XXI веке.В СССР существовал единый стандарт школьной программы, во всем учебных заведениях учились строго по одному курсу, в одной школьной форме. На сегодняшний день существует более 7 школьных программ, одобренных ФГОС. Из-за различия в программе сейчас школьникам тяжелее переводиться и осваиваться в новых учебных заведениях. И не во всех учебных заведениях есть стандарты школьной формы, поэтому школьники одеваются по-разному.Стоит сравнить и предметы, например, иностранные языки. В СССР английский начинали учить с 4 класса, сегодня — со 2-го. Причём раньше действовало разделение на немецкий и английский язык, сейчас во многих учебных заведениях английский входит в основную программу, а второй язык — французский или немецкий — выбирают школьники. Если вспоминать советский период, то у многих сразу же появляется ассоциация с одинаковой школьной формой, особенно ее оттенках — коричневых и синих, а еще белых воротничков, фартука и бантах. Также атрибутом школьной формы являлся значок пионеров и комсомольцев. У пионеров были красные галстуки, а у комсомольцев — значок октябренка на груди. За последние десятилетия школьную форму несколько раз меняли, разрешили школьникам использовать белый верх и черный низ. Сегодня традиционная форма с фартуками, платьями и воротничками вновь вернулась в школьную жизнь. Для мальчиков, впрочем, ничего не поменялось.Самое важное сравнение – это выпускные экзамены. Стоит отметить, что они заметно отличаются от сегодняшней системы ЕГЭ. В советский период сдавались обязательные предметы, то есть русский и математика в письменном виде и в своей же школе, под присмотром учителей, а другие предметы по выбору сдавали устно не компьютеру, а преподавателю.
Можно сделать вывод, что от старой советской системы образования нам досталась большая учебная база, которая не столь кардинально за этот промежуток времени успела измениться.
В каком году в России вводится обязательное бесплатное начальное обучение?
В октябре 1918 ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.
Когда в СССР учились 11 лет?
Вновь внедрение 11 -летнего срока обучения началось в 1986 году, когда впервые были набраны классы, рассчитанные на этот срок. Эти классы были экспериментальными, но уже в следующем, 1987 году 11 -летнее обучение было закреплено в нормативных документах.
Сколько лет учились в школе в СССР в 1964 году?
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства.
- Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование.
- Переход на него был осуществлён к 1963 г.
- Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме.
- Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве.
Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Поэтому в 1964-1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. Лит.: Народное образование в СССР.
Сб. документов, 1917-1973 гг.М., 1974; Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики.Т.1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн.1. История развития образования взрослых в России. СПб., 2000; Политехническое образование // Российская педагогическая энциклопедия.Т.2.М., 1999.
См. также в Президентской библиотеке: Опубликована «Декларация о единой трудовой школе» // День в истории.16 октября 1918 г. ; Принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения // День в истории.25 июля 1930 г,
Какого класса не было в СССР?
Когда убрали и потом ввели 4 класс в школах — На закате Советского союза, когда страна в некоторых вещах хотела подражать Европе и не отставать от прогрессивных стран, было принято на правительственном уровне перейти на 11-летнее образование. При этом необходимо было чтобы дети учились все те же 10 лет.
Для этой цели требовалось отказаться от какого-то класса, и после длительных раздумий, из системы образования вычеркнули 4 класс. Получается, что с 1987 г. в Союзе, а в последствии и в РФ школы перешли частично на новый формат обучения. Были школы, где 4 класс напрочь отсутствовал, а были такие в которых дети учились в 4 классе.
При этом учитывалось мнение родители, которые решали, стоит ли их ребенку учиться по-старому или по-новому. Педагоги рекомендовали детям, которые плохо усвоили материал младшего звена, пойти в 4 класс, чтобы закрепить полученные знания. Целый учебный год был своеобразной передышкой для школьников перед переходом на следующую более сложную ступень средней школы.
- После нововведения, жители Союза стали массово отказываться от 4 класса.
- Таким образом, правительство было вынуждено рассмотреть данный вопрос и принять решение убрать полностью из советских школ 4 класс.
- Начиная с 1989 г.
- Все школьники переходили сразу из 3 в 5 класс.
- Такая система образования продолжалась до 2001 г.
Новым правительством было принято решение перейти полностью на 11-летнее образование в средних школах, при этом не перескакивая в 5 класс через четвертый. На протяжении последних 19 лет, в начальной школе российские дети учатся обязательно 4 класса.
Когда отменили Шестидневку в школе в СССР?
Седьмого марта 1967 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными.
В каком году в СССР объединили мужские и женские школы?
Фото: Главное архивное управление города Москвы На первом уроке в первом классе школы №1 Ленинского района столицы. Автор – В. Носков. Москва.01 сентября 1956 г. Как до революции, так и после нее, в стране не раз вводили раздельное обучение мальчиков и девочек.
Подобные эксперименты продолжались до середины ХХ века. Как известно, до революции 1917 года в городских поселениях Российской империи обучение мальчиков и девочек было раздельным. В сельской же местности девочки могли посещать начальные учебные заведения вместе с мальчиками. Но на практике возможностей для получения образования у женщин было намного меньше, поэтому и грамотных среди них было ориентировочно втрое меньше, чем среди мужчин.
В РСФСР в октябре 1918 года было утверждено «Положения о единой трудовой школе», в соответствии с которым вводилось совместное обучение детей обоего пола. Эта система просуществовала до 1943 года. А в начале 1943 года СССР снова вернулся к раздельному обучению мальчиков и девочек по классам в каждой средней школе.
- Разделение происходило с 5-го класса и было сделано для того, чтобы улучшить обучение.
- Существовало мнение, что подобный подход учитывает физиологические и психологические особенности полов и способствует более качественному усвоению знаний.16 июля 1943 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР №789, которым вводилось полное раздельное обучение с 1 класса в столице СССР и в столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах, а также крупных промышленных городах.
Теперь мальчики и девочки учились в отдельных школах. Но во всех остальных городах и в сельской местности, а также во всех вузах обучение оставалось совместным. Подобная система не была удобной и создавала трудности в педагогической работе, поэтому стало очевидно, что ее нужно менять. 1 июля 1954 года вышло постановление Совета министров СССР №1342 о восстановлении совместного обучения в Москве, Ленинграде и других городах страны.
В каком классе проходят Советский Союз?
Изучение истории СССР в 7 классе.
Почему в советское время учили немецкий язык?
Школа в СССР и новый язык — Что же касается школьных программ в СССР, то тут понятно, почему выбор пал на немецкий: идеальное знание этого языка должно было способствовать выработке у ребенка умения читать любую литературу в оригинале, быть просвещенным человеком. Советские школы стали в этом смысле преемницами дореволюционных гимназий. Долгое время у советских детей не было выбора в изучении языков
Сколько лет учились в институте в советское время?
Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет.
Сколько лет учились на врача в ссср?
В 1940 выпуск врачей и провизоров составил 16,4 тысячи человек. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М.о.; срок обучения на лечебных, педиатрических и санитарно-гигиенических факультетах был увеличен с 5 до 6 лет, а в стоматологических и фармацевтических институтах, факультетах (с 1949) с 4 до 5 лет.
Когда в ссср введено обязательное начальное образование?
25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении.
Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации. Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX вв., способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.
В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста. В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Предполагалось, что на каждого учителя должно приходиться до сорока, а в школах для национальных меньшинств за пределами мест компактного проживания — до 30-ти учащихся.
Параллельно с этим шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих посёлках. Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами начальных классов было решено вести подготовку учителей через систему педагогических техникумов и краткосрочных курсов. При приёме на педагогические специальности вузов сохранялся классовый подход, поэтому наиболее благоприятные условия для поступления получали выходцы из рабочих и крестьян.
Принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к советской власти преподавателей. Таким образом, началось формирование первого поколения советской интеллигенции. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно.
Сколько лет учились в техникуме в Советском Союзе?
Техникумами в хрущевские и брежневские времена назывались учебные заведения, в которых можно было получить среднее специальное образование на базе 8 или 10 классов. Если человек поступал в техникум после восьмилетки, срок обучения в техникуме был 4 года. Техникум был неким средним звеном между общеобразовательной школой и высшим учебным заведением, и многие выпускники техникумов поступали в вузы уже по полученному профессиональному профилю. Часто получения среднего специального образования вполне хватало, чтобы начать работу с руководителя первичного и даже среднего звена на производстве, а потом, заимев достаточный стаж и набравшись опыта, занять должности мастеров участков и цехов, а также контролеров, заместителей и начальников цехов, руководителей производственных отделов, технических и конструкторских бюро и т.д.
Сколько лет учились в школе в 1970 году?
Система образования в 1950–70-х гг Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения.
Сколько классов было в советской школе?
|