Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Фото сайта pixabay.com Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие «Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ.
— Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации».
По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции. Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу.
- При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
- Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются.
Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь.
Какие компетенции должны быть у педагога?
Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общать- ся с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Данная компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой).
Что такое профессиональная компетенция учителя?
Профессиональные компетенции педагога : понятие Под профессиональными компетенциями педагога имеется в виду способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков.
Что относится к профессиональным компетенциям?
Центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15 тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19 WhatsApp: +7-924-100-76-47 Сегодня часто применяется термин «профессиональная компетенция». В толковых словарях компетенция определяют, как осведомленность, эрудированность. В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом латинский язык: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу.
Одним словом, профессиональная компетенция — это способность конвертации знаний, умений и навыков в практику, Первые две составляющие, думаю, всем понятны. Знания — это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Умения — это применение знаний на практике. Навыки — это действия, которое, благодаря многократному повторению, выполняются неосознанно, т.е.
доведено до автоматизма. Это, так называемые профессиональные навыки («хардскилз», англ. Hard skills — «твердые навыки»), которые можно наглядно продемонстрировать. Они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, их легко разложить на ряд простых операций.
Обратите внимание, именно о профессиональных навыках идет речь в статье 195 Трудового кодекса РФ, при определении квалификации работника («Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»). Навыки Hard skills мы можем легко наблюдать в повседневной жизни.
Например, набор текста на компьютере, работа с оборудованием, использование компьютерных программ. Профессиональные компетенции являются одним из основных параметров, по которому оценивается человеческий капитал компании. Сегодня интеллектуальная составляющая оказывается ключевой в деловой репутации современного бизнеса. Soft skills — (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Это умение работать в команде, коммуникабельность, самоорганизация, принятие решений,Т.е.
это то, что мы с вами пишем в резюме в графе «Личные качества». Наверно правильнее было бы их называть «гибкими» навыками. Ведь это умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах. Сегодня все больше и больше работодателей требуют от своих подчиненных (особенно тех, что занимают руководящие должности) и соискателей работы, которые только желают устроиться в компанию, наличия soft skills.
При этом чем выше вы идете по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. На Мировом экономическом форуме в Давосе — 2016 эксперты по рынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к 2020 году: умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект,
Что входит в компетенцию?
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016 года; проверки требуют 13 правок, У этого термина существуют и другие значения, см. Компетенция, Компетенция (от лат.
- Competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.
- Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
- Качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
В данном понимании компетенция используется при оценке персонала. Совокупность видов компетенции; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence ).
Какого педагога называют компетентным?
Что значит быть компетентным педагогом? В Послании Президента В.В. Путина «Построим будущее вместе» говорится о том, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития России, а также глава государства подчеркивает «Мы намерены полностью обновить содержание профессионального и технического образования».
Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход.
Иначе говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
Требования к компетентности, варьируя в зависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда в организации, условно подразделяют на основные группы. Во-первых, называют знания и умения, присущие специфике деятельности учителя, обусловленной особенностями предмета труда – информации, знаний по предмету и продукта труда – знаний учеников.
- Во – вторых, способность и предприимчивость в усваивании и использовании и передаче полученной информации, способность к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и методическому поиску их разрешения.
- В — третьих, отмечают умение работать с обучающимися, родителями и управлять собой и временем.
Профессиональная деятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений в единицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности.
Что должен знать и уметь современный учитель?
Современный педагог должен обладать многими профессиональными компетенциями, быть способным трудиться в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи с элементами импровизации и творчества, уметь работать с большим массивом данных, критически мыслить, эффективно взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям и оперативно принимать решения Задача Академии — помогать педагогам непрерывно и систематически приобретать, развивать и совершенствовать свои компетенции на пути активного профессионального роста.
Что включает в себя личные качества учителя?
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
- Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию.
- Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется.
Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить.
Вообще-то не работа, а постоянный экстрим. В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т.е.
быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»
Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т.д., но переступаешь и и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему.
Какие есть педагогические способности?
Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними. Пригодность (предрасположенность) определяется анатомо-физиологическими, психофизиологическими и психологическими особенностями человека, позволяющими ему осуществлять деятельность типа «Человек — Человек».
- Пригодность человека к педагогической деятельности базируется на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.
- Личностная готовность к педагогической деятельности, предполагает направленность человека на профессию типа «Человек — Человек», которую Л.М.
Митина называет педагогической направленностью. Принимая точку зрения ученого, педагогическую направленность будем понимать, как систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении.
Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя. Включаемость педагога во взаимодействие с другими людьми предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, реагировать на нее, получать удовольствие от общения (Зимняя, 2005).
Вопрос о педагогических способностях находятся в стадии разработки.Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина выделяют две группы педагогических способностей, схематически представленные ниже И.А. Зимняя, Л.А. Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания.
- Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т.д. Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.) Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Что такое быть компетентным?
Competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Что такое компетенции в образовании?
Ключевые компетенции современного школьника Изменения в характере образования конца XX – начала XXI века заключаются в его направленности, целях, содержании, все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность учащихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
- В связи с этим все более актуальным становится компетентностный подход в образовании.
- Формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.
- Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире.
- Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией украинского образования.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования дает возможность решать проблему, типичную для украинской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Впервые ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-based education) сформировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н.
Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятием «компетенция» применительно к теории языка. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях)».
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетенции – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия «компетенция»: • знание – это набор фактов, требуемых для выполнения работы.
Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек; • навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность; • способность – врожденная склонность выполнять определенную задачу.
Способность также является приблизительным синонимом одаренности; • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи.
Как определить компетенцию?
Компетенция определяется как применение знаний, навыков и поведения, используемых для выполнения определенных рабочих задач1. Правильность лабораторных результатов зависит от того, насколько сотрудники компетентны в выполнении всего перечня процедур по ходу процесса исследования.
Как оценить свои компетенции?
Основной способ оценки компетенций — это интервью, включающее в себя вопросы о предыдущем опыте кандидата. Ваша задача, как HR, — узнать о примерах какого-то реального поведения в ситуациях, где необходимо применение той компетенции, которая вас интересует.
Что такое профессиональный компетентность?
- Авторы Файлы Ключевые слова Литература
Жарылгасова П.Е.1 Кокшеева З.Т.1 1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им Ш. Есенова 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.
Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1995.4. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произв.: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1983. – Т.2.5. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе / Под ред.Г.В.
Акопова. – Куйбышев. – 1989. При рассмотрении профессиональной компетентности учителя на первый план ставится личность самого педагога. Так, прежде всего, личность учителя – ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы – определяют сущность педагогической деятельности.
В начале ХХ века П.Ф. Каптерев специально подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства личности педагога будут повышать или понижать воспитательное влияние его на результаты обучения».А.Н. Леонтьев подчеркивал, что развитие личности студента, будущего педагога – это не просто накопление им профессиональных знаний, умений, навыков.
Самое важное состоит в формировании мотивационной сферы личности этих будущих профессионалов, от которой и зависит то, какой смысл будут иметь для будущего учителя приобретаемые им знания, на что они будут направлены. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности).
- Среди них И.П.
- Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.
Панько).А.С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом.
Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.
Что вы понимаете под профессиональными компетенциями какими из них вы обладаете?
Что такое профессиональные компетенции — Профессиональные компетенции – это способность выполнять профессиональные обязанности или конкретную профессиональную задачу. Подразумевается, что вы способны качественно выполнить работу и достичь необходимый результат.
Что такое профессиональные компетенции и общие компетенции?
Пуговкина Ольга Евгеньевна преподаватель спецдисциплин Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уваровский химико-технологический колледж» г.Уварово Тамбовской области Методы, используемые для формирования общих компетенций у обучающихся специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
- Аннотация.
- В статье кратко представлена значимость введения компетентностного подхода в систему СПО.
- Кратко описаны методы, способы, приёмы, используемые при формировании общих компетенций на дисциплинах профессионального цикла.
- Ключевые слова: общие компетенции, компитентностный подход, компитентностный специалист, виды компетенций, формирование общих компетенций.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднегопрофессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход.
- Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
- Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник СПО, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное совершенствование, т.е.
карьерный и личностный рост. Таким образом, можно обозначить следующие идеи, способствующие эффективному формированию компетенций и позволяющие достигнуть названных целей: — интеграция различных результатов образования и самообразования при решении проблем; — САМОдеятельность, САМОразвитие, САМОконтроль; — ориентация на перспективные личностные цели.
С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования (СПО) связывается возможность качественного изменения подготовки специалистов. Основа компетентности –чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.Выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.
В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.Нам необходимо не только реализовать все методические и образовательные задачи на своих уроках, но во многом реализовать и воспитательные задачи.