Какие Компетенции Должны Быть У Учителя?


Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Фото сайта pixabay.com Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие «Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ.

— Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации».

По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции. Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу.

  • При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
  • Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются.

Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь.

Какие компетенции должны быть у педагога?

Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общать- ся с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Данная компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой).

Что такое профессиональная компетенция учителя?

Профессиональные компетенции педагога : понятие Под профессиональными компетенциями педагога имеется в виду способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков.

Что относится к профессиональным компетенциям?

Центральный офис: 680000 г. Хабаровск пер. Промышленный, 15 тел/факс: +7(4212) 466-707, +7 (924) 418-20-19 WhatsApp: +7-924-100-76-47 Сегодня часто применяется термин «профессиональная компетенция». В толковых словарях компетенция определяют, как осведомленность, эрудирован­ность. В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом латинский язык: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу.

Одним словом, профессиональная компетенция — это способность конвертации знаний, умений и навыков в практику, Первые две составляющие, думаю, всем понятны. Знания — это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Умения — это применение знаний на практике. Навыки — это действия, которое, благодаря многократному повторению, выполняются неосознанно, т.е.

доведено до автоматизма. Это, так называемые профессиональные навыки («хардскилз», англ. Hard skills — «твердые навыки»), которые можно наглядно продемонстрировать. Они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, их легко разложить на ряд простых операций.

Обратите внимание, именно о профессиональных навыках идет речь в статье 195 Трудового кодекса РФ, при определении квалификации работника («Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»). Навыки Hard skills мы можем легко наблюдать в повседневной жизни.

Например, набор текста на компьютере, работа с оборудованием, использование компьютерных программ. Профессиональные компетенции являются одним из основных параметров, по которому оценивается человеческий капитал компании. Сегодня интеллектуальная составляющая оказывается ключевой в деловой репутации современного бизнеса. Soft skills — (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Это умение работать в команде, коммуникабельность, самоорганизация, принятие решений,Т.е.

это то, что мы с вами пишем в резюме в графе «Личные качества». Наверно правильнее было бы их называть «гибкими» навыками. Ведь это умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах. Сегодня все больше и больше работодателей требуют от своих подчиненных (особенно тех, что занимают руководящие должности) и соискателей работы, которые только желают устроиться в компанию, наличия soft skills.

При этом чем выше вы идете по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. На Мировом экономическом форуме в Давосе — 2016 эксперты по рынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к 2020 году: умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект,

Что входит в компетенцию?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016 года; проверки требуют 13 правок, У этого термина существуют и другие значения, см. Компетенция, Компетенция (от лат.

  1. Competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.
  2. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
  3. Качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
Читайте также:  Как Правильно Формулировать Цели И Задачи?

В данном понимании компетенция используется при оценке персонала. Совокупность видов компетенции; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence ).

Какого педагога называют компетентным?

Что значит быть компетентным педагогом? В Послании Президента В.В. Путина «Построим будущее вместе» говорится о том, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития России, а также глава государства подчеркивает «Мы намерены полностью обновить содержание профессионального и технического образования».

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход.

Иначе говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Требования к компетентности, варьируя в зависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда в организации, условно подразделяют на основные группы. Во-первых, называют знания и умения, присущие специфике деятельности учителя, обусловленной особенностями предмета труда – информации, знаний по предмету и продукта труда – знаний учеников.

  1. Во – вторых, способность и предприимчивость в усваивании и использовании и передаче полученной информации, способность к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и методическому поиску их разрешения.
  2. В — третьих, отмечают умение работать с обучающимися, родителями и управлять собой и временем.

Профессиональная деятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений в единицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности.

Что должен знать и уметь современный учитель?

Современный педагог должен обладать многими профессиональными компетенциями, быть способным трудиться в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи с элементами импровизации и творчества, уметь работать с большим массивом данных, критически мыслить, эффективно взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям и оперативно принимать решения Задача Академии — помогать педагогам непрерывно и систематически приобретать, развивать и совершенствовать свои компетенции на пути активного профессионального роста.

Что включает в себя личные качества учителя?

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

  • Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию.
  • Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется.

Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить.

Вообще-то не работа, а постоянный экстрим. В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т.е.

быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»

Читайте также:  Как Найти Друзей В Подростковом Возрасте?

Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т.д., но переступаешь и и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему.

Какие есть педагогические способности?

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними. Пригодность (предрасположенность) определяется анатомо-физиологическими, психофизиологическими и психологическими особенностями человека, позволяющими ему осуществлять деятельность типа «Человек — Человек».

  1. Пригодность человека к педагогической деятельности базируется на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.
  2. Личностная готовность к педагогической деятельности, предполагает направленность человека на профессию типа «Человек — Человек», которую Л.М.

Митина называет педагогической направленностью. Принимая точку зрения ученого, педагогическую направленность будем понимать, как систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя. Включаемость педагога во взаимодействие с другими людьми предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, реагировать на нее, получать удовольствие от общения (Зимняя, 2005).

Вопрос о педагогических способностях находятся в стадии разработки.Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина выделяют две группы педагогических способностей, схематически представленные ниже И.А. Зимняя, Л.А. Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания.

    Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т.д. Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.) Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

    Что такое быть компетентным?

    Competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

    Что такое компетенции в образовании?

    Ключевые компетенции современного школьника Изменения в характере образования конца XX – начала XXI века заключаются в его направленности, целях, содержании, все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность учащихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

  • В связи с этим все более актуальным становится компетентностный подход в образовании.
  • Формирование ключевых компетенций человека является перспективным направлением в науке и практике образования.
  • Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире.
  • Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией украинского образования.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования дает возможность решать проблему, типичную для украинской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Впервые ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-based education) сформировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н.

Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятием «компетенция» применительно к теории языка. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях)».

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетенции – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия «компетенция»: • знание – это набор фактов, требуемых для выполнения работы.

Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек; • навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность; • способность – врожденная склонность выполнять определенную задачу.

Способность также является приблизительным синонимом одаренности; • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи.

Как определить компетенцию?

Компетенция определяется как применение знаний, навыков и поведения, используемых для выполнения определенных рабочих задач1. Правильность лабораторных результатов зависит от того, насколько сотрудники компетентны в выполнении всего перечня процедур по ходу процесса исследования.

Как оценить свои компетенции?

Основной способ оценки компетенций — это интервью, включающее в себя вопросы о предыдущем опыте кандидата. Ваша задача, как HR, — узнать о примерах какого-то реального поведения в ситуациях, где необходимо применение той компетенции, которая вас интересует.

Что такое профессиональный компетентность?

    Авторы Файлы Ключевые слова Литература

Жарылгасова П.Е.1 Кокшеева З.Т.1 1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им Ш. Есенова 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.

Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1995.4. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произв.: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1983. – Т.2.5. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе / Под ред.Г.В.

Акопова. – Куйбышев. – 1989. При рассмотрении профессиональной компетентности учителя на первый план ставится личность самого педагога. Так, прежде всего, личность учителя – ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы – определяют сущность педагогической деятельности.

В начале ХХ века П.Ф. Каптерев специально подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства личности педагога будут повышать или понижать воспитательное влияние его на результаты обучения».А.Н. Леонтьев подчеркивал, что развитие личности студента, будущего педагога – это не просто накопление им профессиональных знаний, умений, навыков.

Самое важное состоит в формировании мотивационной сферы личности этих будущих профессионалов, от которой и зависит то, какой смысл будут иметь для будущего учителя приобретаемые им знания, на что они будут направлены. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности).

  1. Среди них И.П.
  2. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.

Панько).А.С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом.

Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.

Что вы понимаете под профессиональными компетенциями какими из них вы обладаете?

Что такое профессиональные компетенции — Профессиональные компетенции – это способность выполнять профессиональные обязанности или конкретную профессиональную задачу. Подразумевается, что вы способны качественно выполнить работу и достичь необходимый результат.

Что такое профессиональные компетенции и общие компетенции?

Пуговкина Ольга Евгеньевна преподаватель спецдисциплин Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уваровский химико-технологический колледж» г.Уварово Тамбовской области Методы, используемые для формирования общих компетенций у обучающихся специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

  • Аннотация.
  • В статье кратко представлена значимость введения компетентностного подхода в систему СПО.
  • Кратко описаны методы, способы, приёмы, используемые при формировании общих компетенций на дисциплинах профессионального цикла.
  • Ключевые слова: общие компетенции, компитентностный подход, компитентностный специалист, виды компетенций, формирование общих компетенций.

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности (ФГОС СПО), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднегопрофессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход.

  1. Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
  2. Компетентностный специалист – это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник СПО, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное совершенствование, т.е.

карьерный и личностный рост. Таким образом, можно обозначить следующие идеи, способствующие эффективному формированию компетенций и позволяющие достигнуть названных целей: — интеграция различных результатов образования и самообразования при решении проблем; — САМОдеятельность, САМОразвитие, САМОконтроль; — ориентация на перспективные личностные цели.

С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования (СПО) связывается возможность качественного изменения подготовки специалистов. Основа компетентности –чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.Выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.Нам необходимо не только реализовать все методические и образовательные задачи на своих уроках, но во многом реализовать и воспитательные задачи.