Общая структура урока
— Общая структура уроков (занятий) производственного обучения Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
I | II | III | IV |
Организационный момент, этап урока, 5 мин. | Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин. | Основной этап (часть) урока, 5 часов. | Заключительный этап (часть) урока |
1-2% | 12-15% | 70-85% | 5-6% |
Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы: 1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2% времени занятия: — выявление отсутствующих учащихся; — проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ); — организация внимания и готовности учащихся к уроку.2.
Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15% времени занятия: — сообщение темы; — ознакомление с целями; — мотивация деятельности учащихся; — повторение материала спец. предметов, теоретических предметов; — показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся); — инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт); — пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений; — объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера; — закрепление требований ТБ; — определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ; — сообщение норм времени, критериев оценок; — организация рабочего места.3.
Основной этап (текущий инструктаж) урока — 70-85% времени занятия: — деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы; — самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ; — самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о: — мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ; — наблюдение; — целевые обходы; — индивидуальное инструктирование; — коллективное инструктирование; — закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы; — прием результатов работы; — оценивание; — определение дополнительных заданий сильными учащимися 4.
Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6% времени: — сообщение о достижении целей урока; — анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций; — разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; — анализ выполнения ТБ, норм времени; — сообщение оценок; — сообщение темы следующего урока; — объяснение домашнего задания; — уборка рабочих мест.
Сколько длится каждый этап урока?
Этапы урока, время | Деятельность |
---|---|
Ученики | |
3. Этап актуализации Подготовка к активной деятельности на основном этапе.5 мин | Ученики слушают учителя, готовятся к восприятию материала. Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока |
Сколько этапов урока?
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
Сколько этапов включает в себя комбинированный урок?
Что такое комбинированный урок? — Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:
- проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
- изучение нового материала ;
- закрепление и систематизация;
- объяснение домашнего задания.
План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса. Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:
- Загадка, намекающая на тему урока.
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
- Проверка домашнего задания,
- Повторение изученного на прошлых уроках.
- Усвоение нового материала.
- Отработка.
- Контроль.
- Объяснение домашнего задания.
- Рефлексия,
Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п. Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.
Что входит в структуру урока?
Что такое структура урока — В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях. Определение 1 Структура урока – это список поэтапности его проведения. Определение 2 Стандартный урок подразделяется на основные элементы:
- Организационный момент ( 2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
- Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания ( 5 минуты). Предварительно проводится проверка задания на усвояемость предыдущего материала. Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
- Изучение нового материала ( 24 минуты). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
- Закрепление ( 13 ), Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
- Итоги ( 4 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
- Домашнее задание ( 2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.
Какие бывают структуры урока?
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС —
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок, |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
На каком этапе урока проводится разминка?
имени И.П. Выучейского» — Методические рекомендации по написанию плана-конспекта разминки по физической культуре (ГОС) для студентов специальности 050141 Физическая культура Нарьян-Мар 2014 г. Методические рекомендации по написанию плана-конспекта разминки для уроков физической культуры составлены на основе ГОС для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,
- Организация-разработчик: ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.
- Выучейского» Разработчик: Барахматов Вадим Фёдорович – преподаватель высшей квалификационной категории пофизической культуре и основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Введение Данные рекомендации разработаны для будущих учителей физической культуры и являются необходимыми для правильной разработки и написания плана-конспекта разминки, а в дальнейшем и плана-конспекта урока по физической культуре.
На данный момент вся система подготовки будущих учителей физической культуры перестраивается в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), где четко прописаны основные требования к профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры (общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся в процессе подготовки по данной специальности).
По новым ФГОС в планах-конспектах урока обязательно должны быть прописаны виды универсальных учебных деятельностей (УУД), которые должен формировать учитель у учащихся в процессе урока. Но при подготовке к уроку физической культуры главным считается грамотное построение обучающего компонента, то есть необходимо сформировать у будущих учителей умение правильно составлять весь необходимый для конкретного урока комплекс физических упражнений с учетом дозировки и построения занятия, а уже в дальнейшем научиться вставлять необходимые виды УУД в процесс обучения.
Содержание Для урочных форм занятий по физической культуре характерно то, что деятельностью занимающихся управляет учитель по физической культуре и спорту,который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания.
- подготовительной,
- основной,
- заключительной.
Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок:
- В начале нагрузок организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока.
- Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения.
Как это интегрированный урок?
Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Чем отличаются типы уроков?
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология» — Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН. Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
- Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой). Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету. Комбинированный урок — объединяет теорию и практику. Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер). Урок контроля и коррекции ЗУН.
Что такое форма урока?
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Почему урок длится именно 45 минут?
Почему 45 минут, а не час Три четверти часа в качестве оптимальной продолжительности урока определено из-за того, что именно такое время ученик способен качественно воспринимать и максимально усваивать учебную информацию, и в этот период он способен быть предельно сосредоточенным и внимательным.
Кто придумал уроки по 45 минут?
Это сделал Ян Амос Каменский, автор ‘Великой дидактики’, основываясь на том, что период утомления школьника начинается на 46-й минуте, где следует уже делать разбивку, отдохнуть и отвлечься.
Сколько должен длиться урок?
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Кроме того, согласно ч.7 ст.12 и п.6 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п.9 ст.2 данного Федерального закона образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с ч.10 ст.13 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций. Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами.
- Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
- 189) продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут).
Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки. Таким образом, продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.
Почему уроки в школе по 40 минут?
Почему именно 45 минут? — Нормы длительности уроков были разработаны исходя из возрастных и физиологических особенностей детей. Для первоклашек и учащихся коррекционных классов урок не должен продолжаться дольше, чем 40 минут. Обычно он имеет длительность 35-40 минут.
- Как было установлено специалистами в области возрастной и педагогической психологии, 45 минут урока дают возможность для продуктивной умственной активности.
- За это время способность к концентрации внимания и сложным умственным действиям достигает своего пика.
- При превышении этой отметки продуктивность мозга снижается, и увеличение времени не дает существенных преимуществ.
Кроме того, 45 минут вполне достаточно для того, чтобы дождаться перемены и сходить в туалет.