Зачем Учителю Нужно Уметь Анализировать Уроки?


Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала.

Зачем учителю нужно уметь проводить анализ и самоанализ урока?

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

  • От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
  • Для чего анализируется урок? Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель,
  • В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа.

Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать · современные критерии качества образованности учащихся, · владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, · владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения, Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

  1. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.
  2. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как — бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

Каковы функции анализа урока?

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями. Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.

  • Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения.
  • На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Главной задачей анализа урока является: — оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания; — выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим; — поиски резервов повышения эффективности их работы.

Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ). Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный,

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований: — дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания); — воспитательных ( использование воспитательных возможностей учебного материала); — психологических ( психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся); — методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока); — санитарно-гигиенических требований.

Читайте также:  Какие Существуют Формы Обучения В Школе?

Как сделать самоанализ урока?

Примерные алгоритмы самоанализа урока — Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это? Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии. Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности. Что удалось/не удалось осуществить? Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки. Краткая характеристика класса : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

  1. Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
  2. Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики.
  3. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее.
  4. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей. Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода. Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем.

Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию? Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания. Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему? В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Для чего нужен самоанализ урока?

Задачи:

Познакомиться с различными видами анализа урока. Найти пути повышения качества педагогического анализа урока. Использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

Форма — педсовет Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания; внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.

Что такое педагогический анализ урока?

Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели.

Что представляет собой анализ урока?

Автор: Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

  • Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся.
  • Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
  • Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени.

  1. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
  2. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
  3. Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
Читайте также:  Сколько Страниц Должно Быть В Проекте?

На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму. Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.

  • Более детально наблюдение за уроком должно охватывать: 1) Организационную сторону урока.
  • В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок; 2) Содержание урока,

Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели.

Какие пункты включают в себя анализ урока?

Образец схемы анализа урока по ФГОС — Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

Этапы анализаКоличество баллов
1Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?
2Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.
3Какие способы мотивации применяет педагог?
4Насколько урок соответствует требованиям ФГОС ?

Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД (универсальных учебных действий). Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.

5Содержание урока

Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6Методика проведения урока
    Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных ( чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? Использование диалога в качестве формы общения, Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

    Какие функции выполняет урок?

      Авторы Резюме Файлы Ключевые слова Литература

    Кырбашова М.Т.1 1 Кыргызский государственный университет им.И. Арабаева Разработана типология нестандартных уроков для старшеклассников (на примере биологии) на основе их дидактических целей: уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний, контрольные уроки.

  1. Определены функции нестандартного урока при формировании познавательной самостоятельности, которые рассматриваются как интегрально-дифференциальная система, являющаяся подсистемой целостного процесса формирования познавательной самостоятельности старшеклассников и его результата.
  2. Эти функции следующие: образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, стимулирующая, рефлексивная, интеграционная.

Нестандартный урок создает возможность для активного участия в различных видах деятельности, способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и другой сферы, развивая познавательную активность и самостоятельность личности. Экспериментальная апробация вышеназванных психолого-педагогических возможностей нестандартного урока при формировании познавательной самостоятельности старшеклассников подтвердила эффективность нестандартного урока как средства достижения положительного результата.

  1. Функции нестандартный урок самостоятельность образование воспитание развитие информация стимулирование интеграция 1.
  2. Беспалько В.П.
  3. Слагаемые педагогической технологии.
  4. М.: Педагогика, 1989.
  5. 190 с.2.
  6. Биология.11 класс: Нестандартные уроки / Сост.Л.Б.
  7. Поддубная.
  8. Волгоград: Корифей, 2007.
  9. 128 с.3.
  10. Бондаревский В.Б.

Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. — 143 с.4. Марина А.В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. – 2007. – № 6.5. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы Электронный ресурс.

  1. URL:http:// www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php7page 1ё=82 (дата обращения: 17.05.2009).6.
  2. Селевко Г.К.
  3. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
  4. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Урок является основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний,

Что представляет собой анализ урока?

Автор: Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

  • Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся.
  • Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
  • Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени.

А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

  • АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
  • Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму. Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать: 1) Организационную сторону урока. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок; 2) Содержание урока,

Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели.

Что является целью каждого урока?

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса О теме. Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок.

  1. Каким именно должен быть современный урок — решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС современный педагог обязан изучать и применять современные образовательные технологии на уроке.
  2. Зачем это учителю? Данный тест дает педагогам возможность проверить свои теоретические знания в сфере современных методик обучения.

При успешном завершении тестирования учитель сможет получить диплом или сертификат, подтверждающий знание темы.1. Урок как форму организации обучения обосновал: Я.А. Коменский. В.А. Сухомлинский. И.Г. Песталоцци. Вы ответили верно Целесообразность классно-урочной системы обучения и пути ее внедрения обосновал в XVII в.Я.-А. Коменский. Эта система давала возможность учителю одновременно обучать многих учеников. Она предусматривала комплектования учебных групп (классов) детьми одного возраста и с одинаковым подготовкой и обучение их по одной программе. образовательную, воспитательную, развивающую. проблемного обучения и личностного развития. информационную и контрольно-оценочную. Вы ответили верно Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие.3. урок. внеурочная деятельность. методический совет. Вы ответили верно Основной организационной формой обучения в современной школе является урок.

Что такое структура урока?

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока.I. Организация начала урока (2 минуты).