Что Такое Рефлексия На Уроке Русского Языка?


Галко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №9 г.Слуцка» Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. Конфуций Что такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя: собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании.

Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ.

Умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Важно настроить участников на рефлексию: прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом; при проведении рефлексии учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель.

Что такое рефлексия на уроке?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Что такое рефлексия на уроке английского языка?

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Автор: Волобуева Марьяна Николаевна Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга Должность: учитель английского языка первой категории Автор: Чернякова Инна Геннадьевна Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга Должность: учитель английского языка первой категории Этапы современного урока нам знакомы. А что же такое рефлексия? R eflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок.

  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • физическая (успел – не успел);
  • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация видов рефлексии (по функциям):

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Итак, сегодня мы хотим поделиться с некоторыми приемами рефлексии на уроках на средней и старшей ступени обучения.

Что такое рефлексия простыми словами?

Рефле́ксия (тж. рефлекси́я ; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

Его содержание су­ще­ст­вен­но ме­нял­ось на про­тя­же­нии ис­то­рии европейской философии и науки, В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».

В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г.В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления.

Читайте также:  Куда Можно Пойти С Базовой Математикой?

Как провести рефлексию на уроке?

Эмоциональная —

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно». Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема.

  1. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
  2. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
  3. Как и когда проводить? Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками.

Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

  1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.
  2. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.
  3. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.

Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

    Что такое рефлексия учителя?

    Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Профессиональная рефлексия для учителя – это вдумчивое и ответственное отношение учителя — профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей.

    Почему важна рефлексия?

    Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять.

    Когда появляется рефлексия?

    В.Н. Белкина, И.И.Ревякина ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации,

    Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

    В философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, а также средством взаимодействия с частными областями знаний. Проблема развития профессионального сознания в настоящее время активно обсуждается в педагогической и психологической литературе,При этом парадоксальным является тот факт, что понятие рефлексии активно входит в педагогическую практику, хотя в психологической науке нет однозначного определения статуса рефлексивности в структуре психики.

    Наше исследование базировалось на положении о возрастной динамике развития рефлексивности, ее становлении в юношеском возрасте и её месте в структуре профессионально важных качеств педагога. Все существующие подходы к пониманию происхождения и развития рефлексивности можно разделить на две группы. К первой мы относим те, которые рассматривают рефлексивность как феномен в мыслительной деятельности человека.

    Вторая группа видит рефлексивность в качестве специфического образования в структуре личности. В рамках первого направления наиболее последовательно и поэтапно генезис развития рефлексивных операций представлен у Ж.Пиаже, Рефлексивность, по его мнению, появляется в спорах ребенка со сверстниками, где ему приходится оценивать логичность собственных и чужих утверждений.Ж.

    Пиаже выделяет три основных этапа в генезисе рефлексии — период дооперационного мышления, когда ребенком осознаются только цель и результат собственного действия; — период конкретных операций, когда происходит осознание временной и функциональной последовательности действий; — период формальных операций, когда осознаются логические операции, проведенные над собственными действиями.Ж.

    Пиаже указывает, что на развитие рефлексивного мышления ребенка оказывают влияние общение со сверстниками, созревание, индивидуальный опыт и деятельность ребенка. Генезис развития рефлексивных процессов в дошкольном возрасте в контексте развития мышления рассмотрен в работах Ю.В.

    Что делает рефлексия?

    Глоссарий. Психологический словарь. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

    Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э.

    Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»). Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

    Как понять рефлексировать?

    Значение —

  1. физиол. отвечать рефлексом на внешнее раздражение; реагировать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. книжн. размышлять, анализировать ◆ Я бросила этого слабака без объяснений. Пусть рефлексирует,

Как использовать слово рефлексия?

Это первое осознание нечто изменить в себе и в мире, проникнуть в его сущность – и была первая философская рефлексия, Очень часто в семье по поводу происходящего в ней уровень рефлексии очень не большой. Великие произведения искусства суть не что иное, на самом деле, как воплощённые результаты такого процесса рефлексии, Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: елозящий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Кроме того, искренность стала излюбленным объектом теоретической рефлексии теоретиков новых медиа – той области, о которой мы подробно поговорим в четвёртой главе.

Существует методология и науковедение, вскрывающие принципы построения науки, которым она должна отвечать с точки зрения того или иного этапа и уровня развития научной рефлексии, Всё это наряду с отсутствием рефлексии является основой исключительной бедности социальной перцепции. С другой стороны, мы можем использовать группу для того, чтобы каждый получал обратную связь и это стимулировало бы его собственную рефлексию,

Без рефлексии человек был бы лишь природным, а значит, несвободным существом. Повсеместной рефлексии стало так много, что вам уже сложно разобрать, где у вас привычка-реакция, а где просто реакция. Тем самым метод проявляется не как «внешняя рефлексия «, а берёт определения из самого предмета, есть его «имманентный принцип».

Но если в области интеллектуальной рефлексии мало что сдвинулось с места, в самом обществе произошли всё же некоторые изменения. Для формирования поведения немаловажное значение имеет развитие способности к целеполаганию, что, в свою очередь, требует развития рефлексии, А поскольку разнообразного опыта к тому времени было уже предостаточно, результаты рефлексии полились бурным потоком.

Чтобы научиться управлять функциями и состояниями своего феноменального тела необходимо развивать способность к глубокой рефлексии чувственного отражения, к системному анализу опыта восприятия и переживания образа себя. Рефлексия может действовать на человеческий род только разрушительно, ничем не заменяя разрушенного.

Что такое рефлексия учителя?

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Профессиональная рефлексия для учителя – это вдумчивое и ответственное отношение учителя — профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей.

Что такое рефлексия в начальной школе?

Автор: Евсеева Светлана Геннадьевна Приемы рефлексии в начальной школе. Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Что же это такое? Для чего служит данный этап урока? Какие приемы рефлексии существуют? На эти вопросы я попробую ответить в данной статье.

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека.

Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач. В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии: 1.

По цели: -Рефлексия эмоционального состояния; -Рефлексия деятельности; -Рефлексия содержания учебного материала.2. По содержанию: — Устная; — Письменная.3. По способу проведения: -Анкета; — Вопрос; — Таблица; — Рисунок.4. По форме: — Фронтальная; — Индивидуальная; — Групповая; — Коллективная. Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.

Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов: «Солнышко» Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. «Смайлики» Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо.

Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. «Карта настроения» Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

«Цветик – многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Букет» В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — голубой».

«Художественная рефлексия» Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Почему важна рефлексия?

Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять.

Чем помогает рефлексия?

Мы учимся не на опыте — Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас.

  1. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему.
  2. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться,
  3. Мы не учимся на опыте.
  4. Мы учимся на осмыслении опыта посредством рефлексии Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят.

Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы,

Рефлексия может быть ситуативной — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.

Ретроспективная рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.