Как Реализуется Деятельностный Подход К Организации Обучения?

Как Реализуется Деятельностный Подход К Организации Обучения
1. Теоретическое обоснование темы проекта Сущность деятельностного подхода в педагогике В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

  1. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
  2. Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом.

Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный. Основные понятия деятельностного подхода Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности.

  • Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В.
  • Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности.
  • Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».
  • Добавим: внешней или внутренней для человека.

Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как «духовная деятельность», «взаимодеятельность», «общение», «целеполагание как деятельность», «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность».

Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией «метадеятельность», или «надпредметная деятельность». Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом.

Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника.

Каким образом реализуется системно деятельностный подход?

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как : Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

Что такое деятельностный подход в обучении?

Авторы Резюме Файлы Ключевые слова Литература

Сергеева Б.В.1 Дзюба М.В.1 1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Статья посвящена проблеме реализации деятельностного подхода в начальной школе. В статье уточнена сущность деятельностного подхода, описаны условия, способствующие реализации деятельностного подхода на уроках, направленных на формирование универсальных учебных действий младших школьников: будет организовано учебное взаимодействие младших школьников; уроки будут построены по технологии деятельностного метода, будет создана образовательная среда.

Учебное взаимодействие предполагает использование методов, приёмов, видов и форм учебного взаимодействия младших школьников, также описываются используемые на уроках в начальной школе технологии деятельностного метода, такие как: технология деятельностного метода; технология проблемного диалога; технология проектного обучения; технология коллективного способа обучения; технология развития критического мышления.

Представлены составляющие образовательной среды, это образовательные программы, средства обучения, информационно образовательные ресурсы и система оценивания. деятельностный подход младший школьник универсальные учебные действия условия реализации деятельностного подхода 1.

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – М., 2009. – № 4. – С.18–22.2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / под ред.А.Г.

Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.3. Беспалко В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: педагогика. – М., 2002.4. Сергеева Б.В. Особенности организации современного урока в начальной школе // НАУКОГРАД – электронное периодическое издание.

  • Режим доступа http://nauka-it.ru/ 30.10.2013, Москва, 2013.5.
  • Сергеева Б.В., Габелия Т.К.
  • Педагогические условия достижения личностных планируемых результатов обучения в начальной школе // Инновационное развитие современной науки: сборник статей студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей.г.

Уфа. Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС», 2015. Развитие образования в современных условиях характеризуется существенными изменениями, затрагивающими все компоненты педагогического процесса. Ускорение темпов развития социума, науки привело к резкому увеличению объема научной и производственной информации, обусловило интенсивное «старение» и, более того, обесценивание какой-то части ранее накопленных человеком знаний и умений.

Что является ключевым при реализации деятельностного подхода?

Библиографическое описание: — Шумейко, О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О.Н. Шумейко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.).

— Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С.18-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/ (дата обращения: 06.10.2022).  Системно-деятельностный подход — основа ФГОС Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук.

Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями.

Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.

  1. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.
  2. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире). Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек — мир».

  • В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.
  • Взаимодействуя с миром, он строит сам себя.
  • Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
  • Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит,процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В чем суть деятельностного подхода?

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!» (А.А.Леонтьев). Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся.

Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя.

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий» (А. Дистервег) Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.

  • Выготского, А.Н.
  • Леонтьева, Д.Б.
  • Эльконина, П.Я.
  • Гальперина, В.В.
  • Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
  • Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б.
Читайте также:  В Чем Разница Между Рефлексией И Саморефлексией?

Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!» (Леонтьев). Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Что включает в себя Системно деятельностный подход в организации процесса обучения?

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа» Организация: ООО «Издательская Группа «Основа» Населенный пункт: г. Москва План

Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе.

Реализация подхода через дидактические принципы и типологию уроков.

Основные технологии системно-деятельностного подхода.

Длительное время основной целью образования в РФ было овладение системой знаний, составляющих основу наук. По уровню и багажу фактических знаний российские выпускники заметно опережают своих сверстников из большинства стран, потому что в период обучения их память загружается значительным объемом информации: факты, понятия, имен, хронология и т.д.

  1. И без сомнения наши школьники отлично выполняют задания репродуктивного характера.
  2. Однако как только возникает потребность в решении нестандартных ситуаций, проведении анализа данных или их интерпретации, формулировке выводов, российские школьники выпускники сталкиваются с трудностями.
  3. Низкие результаты нашей молодежи отмечается и при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента.

И ценность знаний как таковых в современном мире снижается из-за быстрого устаревания любой информации. Именно по этим причинам Федеральный Государственный Образовательный Стандарт установил новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные и фактические знания, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Вместе с потребностью изменить вектор образования с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения) пришло осознание необходимости изменить характер обучения и способы деятельности учащихся, что привело к введению деятельностного подхода обучения.

Особую актуальность этот подход имеет, конечно, в начальной школе, где закладываются «кирпичики» всей образовательной деятельности отдельной личности.1. Деятельностный подход: понятие, цель, специфика и особенности применения в начальной школе. Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность учащихся.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Что подразумевает деятельностный подход в современном образовании?

– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Кто назвал деятельностный метод обучения универсальным?

Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие — о воспитании, третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию.

Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития.

Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, — считал А. Дистервег, — должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.» Об этом писали П.Ф.

Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Наша система образования сегодня похожа на пестрое полотно, где есть множество различных концепций, систем, моделей, комплектов и отдельных учебников, в которых предложены способы решения новых образовательных задач. Однако в различных концепциях и системах нередко предлагаются подходы, не согласованные между собой по понятийным основаниям, что приводит к разрыву образовательного пространства.

Что характерно для системно деятельностного подхода?

«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, – так уж он устроен» — Антуан де Сент-Экзюпери французский писатель — Стремительные изменения мира приводят к пониманию того, что в настоящее время нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось несколько лет.

Переход общеобразовательных школ на ФГОС должен привести к тому, что уроки по технологии должны развить в ребятах инженерную мысль, стремление к творческому восприятию знаний, привить практические навыки работы, учить их самостоятельно мыслить, мотивировать определение своих интересов и дарований и стремиться к развитию индивидуальных склонностей.

Новые стандарты обучения возможно реализовать с помощью системно-деятельностного подхода в обучении. Как преподаватель должен понимать системно-деятельный подход? Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действия. Ученик становится активным субъектом педагогического процесса.

При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Учитель должен стимулировать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами пришли к решению поставленной темы урока и сами объяснили, как надо действовать с целью решения поставленных задач.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоорганизации и саморазвитию.

Дидактические принципы дают общие указания к практической деятельности обучения. Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы.

Выделяются следующие принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Ученики получают навыки использования разнообразных средств информации с целью поиска необходимых знаний для решения конкретных задач урока.2) Принцип преемственности – исходит из того, что технология опирается на знания всех школьных дисциплин.

Данный принцип означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. Методики преподавания должны учитывать возрастные психологические особенности развития детей.3) Принцип системности – выражается в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Читайте также:  Можно Ли Просто Не Прийти На Егэ?

Кто разработал Системно деятельностный подход?

История появления системно — деятельностного подхода Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

  • Поэтому в основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности.
  • В качестве ключевых условий реализации основной образовательной программы названы: овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования, и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

Какие результаты обучения сформулированы в категориях системно деятельностного подхода?

1.Системно-деятельностный подход-основа ФГОС. Вопросы: 1)Почему системно-деятельностный подход (СДП) стал основой ФГОС СПО нового поколения? 2)Суть СДП.3)Достижение каких результатов обеспечивает СДП? Системно-деятельностный подход – основа ФГОС Посредственный учитель излагает.

  1. Хороший учитель объясняет.
  2. Выдающийся учитель показывает.
  3. Великий учитель вдохновляет.
  4. Уильям Уорд Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук.
  5. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.
  6. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

  • Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).
  • Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек — мир».

В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

  1. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
  2. Значит, процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
  3. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».

Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В чем заключается деятельностный характер современного урока?

Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС) Системно – деятельностный подход — методологическая основа ФГОС. Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие.

Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Целью системно — деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает: 1.​ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; 2.​ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; 3.​ ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); 4.​ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников об разовательного процесса; 5.​ учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми; 6.​ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; 7.​ разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает: — наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; — выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; — выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; — формирование у школьников умения контролировать свои действия; — включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В чем сущность деятельностного подхода к изучению психики?

В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате усвоения социального опыта, жизни среди людей; деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством; деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта); средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул — реакция», а процессы интериоризации — экстериоризации, т.е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Другими словами, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе.

Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно полезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности. Единство взглядов на личность с позиций деятельностного подхода не исключает разнообразия точек зрения отечественных психологов на отдельные важные моменты этой проблемы.

Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и развития.

    эти начала совершенно независимы. Что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение, и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля); психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека — человек); психическое представляет собой надуманное и реально не существующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, изменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а из-за характерного взаимодействия химических, физических и электрических процессов, происшедших в организме человека); психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, находясь среди других людей, в необходимой мере решит сам эти задачи); биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных реальные «воспитанники джунглей Маугли» внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями).

    Что такое деятельностные технологии?

    1. Теоретическое обоснование темы проекта Сущность деятельностного подхода в педагогике В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

    Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом.

    Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный. Основные понятия деятельностного подхода Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности.

    1. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В.
    2. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности.
    3. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».
    4. Добавим: внешней или внутренней для человека.

    Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как «духовная деятельность», «взаимодеятельность», «общение», «целеполагание как деятельность», «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность».

    Деятельность воспитателя управляющего и организующего деятельность воспитанников, отражается категорией «метадеятельность», или «надпредметная деятельность». Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видам и формам деятельность, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом.

    Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог. Некоторые авторы категорию метадеятельность относят к описанию личной жизнедеятельности воспитанника.

    Как рассматривается процесс обучения в системно деятельностном подходе?

    Основная идея системно -деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность.

    Что относится к принципам системно деятельностного подхода?

    «В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, – так уж он устроен» — Антуан де Сент-Экзюпери французский писатель — Стремительные изменения мира приводят к пониманию того, что в настоящее время нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось несколько лет.

    Переход общеобразовательных школ на ФГОС должен привести к тому, что уроки по технологии должны развить в ребятах инженерную мысль, стремление к творческому восприятию знаний, привить практические навыки работы, учить их самостоятельно мыслить, мотивировать определение своих интересов и дарований и стремиться к развитию индивидуальных склонностей.

    Новые стандарты обучения возможно реализовать с помощью системно-деятельностного подхода в обучении. Как преподаватель должен понимать системно-деятельный подход? Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

    Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действия. Ученик становится активным субъектом педагогического процесса.

    При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Учитель должен стимулировать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами пришли к решению поставленной темы урока и сами объяснили, как надо действовать с целью решения поставленных задач.

    Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоорганизации и саморазвитию.

    Дидактические принципы дают общие указания к практической деятельности обучения. Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы.

    • Выделяются следующие принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
    • Ученики получают навыки использования разнообразных средств информации с целью поиска необходимых знаний для решения конкретных задач урока.2) Принцип преемственности – исходит из того, что технология опирается на знания всех школьных дисциплин.

    Данный принцип означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. Методики преподавания должны учитывать возрастные психологические особенности развития детей.3) Принцип системности – выражается в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

    Какие результаты системно деятельностного подхода?

    Системно-деятельностный подход в современном образовании — Системно-деятельностный подход в современном образовании Уварова Т.Л.- заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №35 им.К.Д.Воробьева» (Слайд1) В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения.

    1. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.
    2. Слайд 2) «Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения) В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма.
    3. Это значит, что процесс учения – не только усвоение ЗУН, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной.

    (Слайд 3) Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями). (Слайд 4) Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП).

    Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. (Слайд 5) Смещаются акценты образования. Возникают вопросы: — чему учить, — для чего учить, — как учить. Это ведет за собой: -обновление содержания, -ценностей образования (мотивы), -средств обучения.

    Поэтому меняются требования соответственно к: — структуре общих образовательных программ, — результатам ООП, — условиям осуществления образовательного процесса. (Слайд 6) Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.

    • Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
    • Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности.
    • Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету.

    Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. (Слайд 7) Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

    Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности. При системно-деятельностном подходе меняется система оценки. Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом приводит к способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи (в отличие от прежней установки на проверку освоения обязательного минимума содержания образования).

    (Слайд8) Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? СДП обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. (Слайд 9) Каковы же основные характеристики СДП? $1 o Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.