Советы для учителей, которые помогут заинтересовать учеников и повысить мотивацию к учебе —
ul> Напечатать Спросить Отправить другу Подписаться на новости
Случалось ли вам посмотреть на свой класс посреди урока и увидеть, как ученики витают в облаках? Вам может казаться, что ваш урок идеален и что для учеников он будет очень интересным. Но тем не менее вы видите, как дети отвлекаются и не слушают вас. Каждому учителю важно найти способы сделать свои занятия интересными.
Только так ученики смогут усваивать и удерживать в памяти информацию, которую вы им преподаете. На протяжении многих десятилетий учителя придумывали новые методы обучения, которые позволяли держать учеников в тонусе и мотивировали их учиться. Некоторые методы не прошли проверку временем, однако другие оказались весьма эффективными.
Рассмотрим 10 проверенных способов сделать урок интересным для учеников.
Что способствует успеху урока?
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность.
Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу. Что следует понимать под ситуацией успеха? Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.
Успех — удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
- снятие страха;
- авансирование успешного результата;
- персональная исключительность;
- внесение мотива;
- скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
- мобилизация активности или педагогическое внушение;
- высокая оценка детали.
1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».2. Можно авансировать успешный результат, Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы.
Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка: «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».3. Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.
Каким должен быть современный урок литературы?
Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению обучающихся, современный урок должен давать современный учитель: увлечённый, грамотный, развивающийся. С таким преподавателем интересно, его увлечённость развивает познавательную активность. Современный урок – это интеграция традиционных методов и современных педагогических технологий.
- Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся.
- Многие современные студенты вряд ли назовут чтение своим любимым занятием.
- Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определённую эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определённая знаковость.
Каким должен быть урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки всё больше привлекают преподавателей. Бесспорно, использование ИКТ экономит время, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, формирует элементы информационной культуры обучающихся, позволяет преподавателю идти в ногу со временем.
- Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках.
- Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей.
- По большому счёту наша главная задача – это душа молодого поколения, это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как «языковой» личности.
ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на занятиях, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлечённость преподавателя «нетрадиционными формами урока», появление уроков – мастерских, уроков – конференций, уроков – презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков – концертов и др.
Несомненно большой плюс в работе педагога. Независимо от того в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно – ориентированной), он обязательно начинает урок. На уроке литературы потенциально важным является и выбор определённой темы – заголовка урока, Это может быть: заголовок – метафора, заголовок – вопрос.
Всё большую популярность приобретают активные методы и приёмы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и другие эстетические средства художественного воздействия.
Что нельзя делать во время подготовки к открытому уроку?
Педагогические требования к открытым урокам — Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.
Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения.
В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований. Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
- Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
- Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
- При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.
- Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
Сколько длится Открытый урок?
Одна из важных форм организации методической работы — открытые занятия. Открытый урок — это урок, во время которого учитель применяет нестандартные методы подачи материала. Это может быть викторина, обсуждение, выступление с докладами. На открытом уроке, как правило, присутствуют наблюдатели, это могут быть любые желающие, коллеги, руководитель или комиссия.
- Чтобы учитель и ученики чувствовали себя уверенно, желательно делать на открытом уроке то, что практикуется обычно.
- В первую очередь, вы должны правильно организовать начало вашего урока.
- Момент проведения открытого урока начитается с приветствия.
- Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут).
За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя. Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенными обучающимися под руководством преподавателя.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Для посещающих обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
Схема поурочного плана 1. Тема урока Организационный момент
взаимное приветствие преподавателя и обучающихся; проверка отсутствующих; организация внимания.
Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей. Планируемые результаты обучения: обучающиеся должны знать, уметь Основные понятия (впервые вводимые на уроке). Тип урока. Основные методы, применяемые на уроке. Оборудование урока. Межпредметные связи.2. Ход урока и режим времени 2.1.Проверка знаний
устный опрос; комментирование ответов; оценка знаний; обобщение по опросу.
2.2.Закрепление материалов (имеет цель добиться, чтобы обучающиеся запомнили материал, научились использовать полученные знания — активное мышление) 2.3.
Что представляет собой открытый урок?
Педагогические требования к открытым урокам Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.
Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения.
В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
- К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.
- Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.