В Чем Состоит Главная Цель Воспитания?

В Чем Состоит Главная Цель Воспитания
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Какие цели воспитания выделяют?

Цели воспитания — Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе. На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания. Замечание 2 Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач.

Что понимается под воспитанием?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2022 года; проверки требуют 5 правок, Воспита́ние — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни,

Воспитание в системе образования — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Чаще всего воспитанием занимаются биологические родители ребёнка, также это может быть дедушка или бабушка, старший брат или сестра, опекун, профессиональные воспитатели государственных учреждений, а также тётя, дядя или другие родные люди, и друзья семьи

Что такое воспитание в социальном и педагогическом смысле?

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им.Н.И.Кузнецова» Программа профессиональной переподготовки: «Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС» Тема: понятие «воспитание» в широком социальном смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении.

Выполнила: Кудина Л.В. Талица 2018 «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.» А.С.Макаренко «Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становление его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».

Воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению. Воспитание в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полноценного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации.

Понятие «воспитание» — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: -в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; -в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; — в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; — в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т.п.

«воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Что представляет собой воспитание в узком педагогическом смысле?

3.6. Воспитание в широком и узком смыслах В процессе воспитания, как отмечалось выше, учащиеся должны овладеть социальным опытом, т.е. усвоить систему научных знаний, овладеть способами их применения на практике и опытом социального поведения. Научные знания, способы деятельности и поведения.

  • Как это происходит будет показано в следующем разделе их учебно-познавательной деятельности, т.е.
  • В процессе обучения,
  • Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют усвоить всю систему норм и правил социального поведения.
  • Поэтому кроме обучения требуется еще организация дополнительной специальной внеучебной (воспитательной) деятельности, в процессе которой и происходит формирование всей совокупности качеств личности.

Поэтому в педагогике в понятие «воспитание» вкладывают двоякий смысл. Когда речь идет о воспитании в широком смысле, то имеют в виду целостный процесс всестороннего формирования и развития личности, включающий в себя обучение и воспитание. Под воспитанием в узком смысле понимается педагогический процесс формирования личностных качеств учащихся.

В чем смысл воспитания человека?

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Читайте также:  Что Будет Если Человек Не Будет Читать Книги?

Что такое задача воспитания?

Это те конкретные проблемы организации воспитательного процесса, которые педагогу необходимо решить для достижения поставленной цели. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала (цели) и ведущих к нему ступенек ( задач ).

Какие функции выполняет воспитание?

Теория воспитания Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Движущие силы, противоречия и логика воспитательного процесса Цель и содержание воспитания Закономерности воспитательного процесса Принципы воспитания Методы, приёмы и средства воспитания Формы воспитания Воспитательные дела и мероприятия Коллектив как субъект и объект воспитания Воспитательные системы Структура воспитательной системы Развитие воспитательной системы Разнообразие воспитательных систем Дидактические средства Контрольные вопросы и задания Материалы для семинарских занятий Комплекс тестовых заданий Обновляемые дидактические средства на внешнем ресурсе Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Рис.5.1. Воспитание в широком смысле В узком, педагогическом смысле воспитание — это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. Воспитание является важной сферой человеческой деятельности.

Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности.

Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха. В современном обществе воспитание выполняет три основных функции : 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Национальное своеобразие воспитания проявляется в различных ценностях, являющихся основой воспитательного процесса и результата воспитания. Это находит отражение в целях и задачах воспитания, в содержании и организации воспитательного процесса. В основе реализации идеи национального своеобразия воспитания лежит принцип культуросообразности, обоснованный в XIX в.

Какие есть виды воспитания?

Основные виды воспитания — Для более глубокого понимания темы следует рассмотреть основные виды воспитания детей. Определение 1 Умственное, Ориентированно на интеллектуальное развитие, а также стимулирование развития интереса к самостоятельному познанию окружающей действительности и самого себя.

  1. Определение 2 Трудовое,
  2. Подразумевает действия направленные на развитие ответственного и творческого отношения к трудовой деятельности и накопление профессионального опыта.
  3. Определение 3 Эстетическое,
  4. Формирует эстетическое восприятие реальности, развивает способность видеть и воспринимать прекрасное.

Определение 4 Гражданское, Результатом данного вида воспитания становится ответственное и уважительное отношение к семье, окружающим, стране. Определение 5 Экономическое, Процесс ориентирован на развитие экономического мышления человека в различных направлениях.

Определение 6 Экологическое, Вид и содержание этого типа воспитания направлен на формирование понятия о ценности природы и всего живого на земле. Определение 7 Правовое, Помимо пояснения прав и обязанностей, учит нести ответственность за их несоблюдение. Определение 8 Свободное, Данный подход к воспитательному процессу подразумевает помощь и направление свободно развивающегося ребенка в процессе освоения окружающего мира.

Определение 9 Семейное воспитание, Основной компонент социализации любого человека. В кругу семьи она носит стихийный характер, а результаты такого образования ограничены уровнем образования в семье и ее социальным статусом. Ценностные установки, стиль жизни, взаимоотношения между членами семьи также оказывает влияние на итоговый результат воспитания.

  1. Определение 10 Религиозное,
  2. Является осознанным взращиванием верующих людей с использованием методов внушения определенного мировоззрения, конкретных норм поведения, способствующим принципам определенного вероисповедания.
  3. В основу религиозного вида воспитания заложен феномен сакрализации мира, а именно приписывание обыденным явлениям священного содержания посредствам обрядового освящения.

Определение 11 Социальное, Компонент регулируемой социализации. Социализация достигается путем ступенчатого создания определенных условий и взаимодействия в них людей, групп, коллективов, организаций. Определение 12 Нравственное, Одна из форм создания и передачи нравственности в социуме.

  1. Нравственное воспитание не является обучением нравственности как таковым, а выражает потребность общественно целенаправленно влиять на процесс, являющийся крайне индивидуальным и протекающим стихийно.
  2. Определение 13 Школьное,
  3. Это организация учебного процесса и жизнедеятельности учащихся в стенах учебного заведения.

В данном виде воспитания ключевая роль отводится педагогу. Приоритетными факторами в процессе организации обучения являются позитивный характер общения между участниками учебного процесса, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий.

Что является результатом воспитания?

Результат воспитания это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель.

Результаты воспитания не являются конечными: их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации: мы не можем достоверно утверждать, в какой мере те или иные изменения в личности ребенка стали результатом тех или иных действий того или иного взрослого, а в какой – результатом его собственных усилий.

Это отличает воспитание от производственной сферы, где результаты деятельности ясны, а их авторство очевидно. Поэтому корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п.

Результаты же воспитательной деятельности отдельного педагога всегда носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания. См. также: Личность школьника как цель, объект, субъект и результат, воспитания / Под ред.Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.

Читайте также:  Что Не Засчитывается В 18 Задании Общество?

– М.-Тверь, 2004. Степанов П.В. О нетехнологичности воспитания и технологиях сопровождения воспитательного процесса в классе // Классный руководитель, 2015, № 3. – С.4-6. Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Что включает в себя содержание воспитания?

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Кто осуществляет воспитание?

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. См. все связанные документы >>> 1. Как следует из п.1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст.18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст.38) и конкретизируются в п.1 комментируемой статьи. Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты. Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п.1 ст.68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Что лежит в основе воспитания ребенка?

Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? — Автор: Семенова Алла Юрьевна Организация: МДОУ детский сад №3 Населенный пункт: Тверская область, г. Кувшиново Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно ответить словами известного педагога — воспитателя А.С.

  1. Макаренко: «Хорошее и правильное воспитание достигается систематической тренировкой и постепенным упражнением положительных навыков поведения.
  2. Никакие учения и морали в этом деле не помогут.
  3. Привычки же образуются благодаря многократным повторениям».
  4. Привычки могут быть полезными и вредными.
  5. Основное и главное условие воспитания положительных привычек — соблюдение правильного режима жизни: режима сна и бодрствования, режима питания, игровой деятельности и т.д.

К полезным привычкам относится все, что связано с действием, с игровыми моментами. Необходимо помнить, то, что важно для одного этапа развития, может оказаться вредным для другого. Дети рождаются без дурных привычек и наклонностей. Появление же вредных привычек следует отнести к упущению воспитательных моментов.

От вредных привычек следует отучать как можно раньше. Прочно закрепленные рефлексы в дальнейшем трудно, а иногда и просто невозможно угасить. Устранять их надо не сразу, а систематически, терпеливо. Иногда, при укоренившихся дурных привычках бывает полезно переменить обстановку, перевезти ребенка в другую местность, окружить другими людьми.

Разумеется, подобная ломка жизненного уклада — самая крайняя мера. Что касается полезных привычек, то родители должны добиваться не столько безупречного укрепления каждой отдельной привычки, сколько разумного сочетания целого ряда разных полезных привычек.

  1. Нужно всегда помнить о более сложных и отдаленных целях — нравственном воспитании ребенка, формирования личности в целом.
  2. Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически.
  3. На первый взгляд кажется, что «вредные привычки» бывают только у взрослых.

Но, к сожалению, они встречаются и у детей. Как избавить ребенка от вредной привычки? — один из самых часто задаваемых вопросов, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Существует мнение, что методы «прекрати немедленно», «фу, как некрасиво» относятся к психологически устаревшим и мало эффективным методам.

  1. Стоит искать новые.
  2. Давайте это делать вместе.
  3. Природа происхождения вредных привычек Все «вредные привычки», проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой одну основу — это способ снятия внутреннего нервного напряжения.
  4. Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей.

Снова во всем виноваты родители? Мол, недокормили, недогладили, недоласкали и пр. Да нет, любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать «своим методом».Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами.

Читайте также:  В Чем Заключается Суть Постановки Задачи?

Как воспитание влияет на человека?

С.Ф.Густап Преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Аннотация: статья посвящена процессам воспитания в семье, основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения, которые формируют и определяют судьбу воспитуемого.

  • Ключевые слова: воспитание, семья, поведение, мировоззрение.
  • Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.
  • Из них на первом месте – родители и педагоги, писал А.С.Макаренко.
  • История образования знает ряд оригинальных авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших новые возможности организации воспитательного процесса.

К ним можно отнести воспитательные системы А.С. Макаренко, Я. Корчака, С. Френе, В.А. Сухомлинского и др. Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе.

  1. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.
  2. Что такое воспитание? Существует множество определений данного понятия.
  3. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность.

С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации. Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

  • Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.
  • Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик.
  • То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать. Воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

  • Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).
  • Влияние воспитания на личность Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно.

Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Что такое воспитание и какова его цель?

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Что является целью воспитания дошкольников?

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников — это сохранение здоровья.

Каковы цель и задачи воспитания в школе?

Страница 2 из 2 Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации, Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании — это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель, а объектом — различные категории персонала и коллективы, В качестве субъекта воспитательного процесса человек предстает как развивающаяся индивидуальность. Здесь он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные цели деятельности. Любой человек стремится к активно-действенному самопроявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению. Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени влияет на его конечный результат. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников, и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания. Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса, является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания.

Что является целью воспитания детей дошкольного возраста?

Целью дошкольной педагогики является всестороннее гармоничное развитие физических, интеллектуальных, духовных способностей ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе.