Что такое мотивация — Мотивация — это некая совокупность факторов, побуждающих человека совершать определенные действия для удовлетворения своих потребностей, достижения целей и решения задач. Мотивы для успешного обучения делятся на внешние и внутренние.
Внешние
К этому виду относятся награды и наказания. Многие родители отдают предпочтение именно такой мотивации. Однако психологи уверены, что метод «кнута и пряника» не прививает желание учиться, а заставляет находить простые способы получить обещанную награду или избежать наказания.
Внутренние
Примером такого вида мотивации может служить осознание ребенком того, что хорошая успеваемость в школе позволит сдать экзамены, поступить в институт, получить интересную специальность, стать уважаемым человеком. Такие стимулы подойдут для старшеклассников. Увлечь тех, кто только пришел в школу, далекими, призрачными целями невозможно. Здесь важны мотивы:
- Познавательные. Дети любопытны от природы и, как правило, пытаются больше узнать. Интерес вызывает как конечный результат, так и сам процесс обучения.
- Коммуникативные. Стать двоечнику членом команды и принять участие в интересной интеллектуальной игре нереально. Многие дети, пытаясь расширить круг общения, стать «своим» в определенной группе, изо всех сил пытаются повышать свой уровень знаний.
- Развитие своих способностей. Дети любят заниматься тем, что им нравится. Имея ярко выраженные склонности к точным наукам или гуманитарным, ученики стремятся их развивать. Учеба начинает приносить им удовольствие.
- Эмоциональные. Чувствовать себя уверенно на любом уроке, гордиться своими достижениями — важные стимулы для учебы.
Мотивация может меняться в зависимости от возраста ребенка, а задача родителей — помочь ее сформировать и укрепить. Как повысить мотивацию к учебе Мотивация к обучению формируется не за один день, подумать об этом нужно задолго до того, как ребенок пойдет в школу.
- бизиборды;
- конструкторы;
- шнуровки;
- сортеры;
- лабиринты;
- пазлы, мозаика.
Игра — это важный инструмент педагогического воздействия не только на дошкольников, но и детей постарше. Если ребенок не хочет что-то учить или не понимает пройденного урока, всегда можно придумать полезное обучающее развлечение с игрушечным счетным материалом, бизибордами-часиками, шнуровками-бусами с алфавитом, лото, домино и т.д.
- Создайте настрой.
Что мотивирует детей?
Как поддерживать положительную мотивацию — Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения.
Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений. СОВЕТ ПСИХОЛОГА: Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками.
И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих.
Почему у ребёнка нет желания учиться в школе?
Возраст ребёнка: 10лет У сына нет желания учиться Моему ребенку 10лет. Не усидчивый, не внимательный, но добрый и заботливый мальчик, С учебой очень большая проблема, меняли даже учителя и школу. Бабушка считала что проблема в учителе, она не может найти к нему подход.
- Не помогло! В другой школе его вообще за человека не считали, ни учитель ни одноклассники.
- Вернулись обратно, но в другой класс( в нашем уже мест не было),
- У него нет желания учиться.
- Он ходит в школу потому что мама заставляет.
- Как подойти к ребенку, криков он просто не слышит, а применять силу это уже крайние меры.
Запреты (телевизор, комп., телефон) тоже особо не влияют на его. Он не единственный ребенок,есть дочь 8лет и малыш 1год, я стараюсь уделять время каждому, но в данный момент нахожусь в положении на 7м месяце, Как не упустить ребенка? Как найти к нему подход ? Светлана Владимировна Здравствуйте, Светлана! К сожалению, по тому короткому рассказу, что вы привели, диагностику проблемы провести нельзя.
плохие отношения в коллективе (совместная деятельность помогла бы найти друзей среди одноклассников) плохие отношения с учителями (тут надо вовремя отреагировать на проявления агрессии или невнимания со стороны педагога: не стесняться отстоять своего ребенка) возможные медицинские заболевания, которые мешают сосредоточиться на учебе
В любом случае, Вам необходимо прислушаться к своему ребенку. Что он рассказывает о школе, учителях, одноклассниках? Уделите ему минуту после того, как придет с занятий, расспросив, как прошел его школьный день, чем порадовал, а чем огорчил. Анна Зубкова, специалист
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов Заставлять ребенка учиться во время летних каникул не нужно. Необходимо наблюдать за реакцией на предложения позаниматься, рассказала «ФедералПресс» психолог, психоаналитик Лариса Выжва. «Есть дети, которым это интересно, а есть такие, которым хочется побездельничать, что-то поделать, куда-нибудь съездить или еще что-то в этом духе.
Все очень индивидуально», – пояснила эксперт. Выжва отметила, что летом необходимо заниматься физическим и психическим здоровьем, от чего зависит адаптация к школе. По ее словам, особое внимание нужно уделять школьникам младших классов и проводить с ними специальную работу. Ранее психолог Яна Лейкина рассказала, как помочь ребенку справиться со стрессом перед экзаменами.
По мнению эксперта, родителям необходимо максимально поддерживать ребенка. Например, ему можно рассказать личные истории о том, как взрослые сами преодолевали определенные трудности. «Жизнь в большом городе»: детский отдых
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться?
Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня.
Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом.
В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности.
Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей.
В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу.
- Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин.
- Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин.
- Вот я тебе положила здесь деньги», или сыну: «Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».
- Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её.
Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца. Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.
Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике.
После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе.
Как заставить ребенка учиться читать?
Как обучить читать самостоятельно и в домашних условиях — Практически все методики обучения сходятся на том, что проще всего научить дошкольника читать в игровой форме, без принуждения, использовать пример родителей и понятный ему читаемый материал. Запомните простые правила:
Выберите одну методику и следуйте ей. Ошибкой называют побуквенное произношение, отдавайте предпочтение способам, основывающимся на изучении слогов, складов, предложений. Откажитесь от обязательных уроков в определенные часы. Выделяйте для занятий время спонтанно, не утомляйте ребенка длительной учебой, на одно занятие достаточно отвести 10-15 минут. Изучайте слоги, слова во время игровых упражнений, а после сделайте так, чтобы изученный материал всегда был на виду у вашего ребенка и он привыкал его читать. Поиграйте в «угадай звук», чтобы натренировать фонетический слух. Вызывайте ассоциации, пусть ребенок ответит на вопрос, на что похожа та или иная буква. После изучения первых трех гласных звуков следует объяснить ребенку, как разные звуки сливаются в один слог. Примените визуализацию — ставьте рядом кубики или карточки, пишите буквы на конструкторе и соединяйте его. Помните о мотивации. Учите слова, используя интересный пример, который может быть также поощрением — спойте ему песню о медвежонке, включите мультик об уточке, угостите вкусным яблоком, а потом перейдите к написанию и чтению. Обсуждайте читаемый материал — это способствует более осмысленному восприятию визуально и на слух.
Обучение ребенка беглому чтению — трудоемкий процесс. Однако он принесет свои результаты, ведь потом маленькому школьнику будет проще начинать осваивать новое, впервые сев за парту уже с определенным багажом знаний и навыками учебы.
Как правильно поощрять ребенка?
1) похвала (выражение радости, благодарности за приложенные усилия).2) ласка (поглаживания, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку, соответствующие содержанию поступка).3) лакомство.4) развлечение (в том числе совместное, желательно приближенное по времени к ситуации).