Что думают юристы — Адвокат Максим Крупский рассказывает, как относится к неформальному общению учителя и учеников закон: «В российском законодательстве нет запрета на внеклассное или неформальное общение учителя с учеником. Пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников». Эти документы не запрещают ходить в гости, в кино, в поход, переписываться в социальных сетях. Нет четких требований по поводу обращения на «ты» или на «вы».
Есть профессиональная этика, и она существует в педагогическом сообществе десятилетиями».
Можно ли разговаривать с учителем на ты?
Максим Крупский, адвокат: — Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками, например в таких формах, как поход в гости или общение в социальных сетях. Закон также не содержит никаких четких требований относительно обращения к ученику на «ты» или на «вы».
Вместе с тем, например, пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Понятие этических норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Получается, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на указанные выше внеклассные формы общения с учеником, учитель должен иметь в виду, что такое общение при желании довольно легко можно подвести под определение «действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей».
Как называется общение между учителем и учеником?
Г. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогиче- ские и воспитательные цели.
Как называются отношения между учителем и учеником?
Межличностное взаимодействие — способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими.
Можно ли встречаться с учителем в школе?
«У учителя и ученика никакого романа быть не может» — эта фраза вокруг скандала в 57-й школе звучит чаще всего. Психолог Яна Филимонова настаивает на том, что такие отношения (даже с видимого обоюдного согласия) всегда становятся возможными лишь благодаря властной позиции учителя, и рассуждает о другой стороне проблемы — «заговоре замалчивания».
- О взаимоотношениях насильника и жертвы обычно догадываются остальные, но часто боятся признаться в этом даже себе, а после начинают оправдывать своё поведение, обвиняя жертву.
- Деятельность психолога в России не лицензируется, и уголовной ответственности психолог не несёт, даже если нарушит принятые этические нормы.
Тем не менее при подготовке психологов-консультантов преподаватели не раз и не два повторяют, что клиенты, даже будучи взрослыми самостоятельными людьми, проецируют на человека, к которому пришли за помощью (например, к психоаналитику), образы матери и отца.
- Именно поэтому сексуальная связь с клиентом инцестуозна и наносит ему серьёзную психологическую травму.
- Кодексом профессии такое поведение запрещено.
- То же самое происходит в любых отношениях, которые основаны на оказании помощи или включают отношения власти и подчинения: врача и пациента, руководителя и его сотрудника, работника спасательной службы и потерпевшего, учителя и ученика.
Симпатию и привлекательность в глазах тех, кто от него зависит, чаще всего обеспечивает не сам человек своими прекрасными качествами, а его привилегированная роль К учителю в классе приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее, в конце концов.
- Его позицию по отношению к ученицам и ученикам, даже достигшим возраста сексуального согласия, никак нельзя назвать равной.
- Возраст согласия установлен для того, чтобы отмерять, с какого момента человек становится достаточно взрослым для осознанного вступления в интимные отношения.
- В случае соблазнения педагогом своих учеников об осознанности не может идти речи: это самое настоящее злоупотребление служебным положением Даже если силового принуждения не было и подросток озвучил согласие на секс.
Даже если было то, что формально можно было бы назвать «романом». У учителя и ученицы никакого романа быть не может. Тем более, если действия наделённого властью участника этих отношений включали эмоциональное давление, угрозы суицидом и преследование, о которых рассказывали бывшие ученики 57-й.
Отдельно хочется поговорить о «заговоре молчания», который часто возникает вокруг подобных историй. Напрашивается аналогия с семьями, в которых происходит инцест. Как ни прискорбно, о взаимоотношениях насильника и жертвы обычно догадываются остальные родственники. Но они предпочитают не задумываться, закрывать глаза на очевидное и молчать, становясь соучастниками преступления.
Почему? Потому что это слишком страшно. Мать не может не видеть, что её муж перед сном идёт в спальню не к ней, а к дочери, и возвращается оттуда странно возбуждённый, раскрасневшийся и потный. Она не может не слышать того, что происходит за стеной от вечера к вечеру.
Что не имеет права делать ученик?
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации.
Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах. В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры.
Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.
- Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Право быть выслушанным. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Право на свободу мысли, совести и религии. Право на уважение человеческого достоинства. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
Как правильно обращаться к ученикам?
Комитет Госдумы по образованию не поддержал инициативу депутата от КПРФ — режиссера Владимира Бортко законодательно обязать школьных учителей обращаться к ученикам на «вы» Галина Ежкова, завкафедрой КНИТУ-КХТИ: — Мне кажется, в начальной школе обращение на «вы» может напугать некоторых учеников, особенно тех, кто не ходил в детский сад.
Другое дело со старшеклассниками: на уроках надо однозначно на «вы» обращаться, а в личном неформальном общении с некоторыми учениками можно и на «ты» перейти. Сергей Абрамов, директор ООО «Энергополис»: — Категорически нет! И даже нечего тут обсуждать. Потому что обращение на «вы» как бы ставит ученика и педагога на одну плоскость, делает их чуть ли не равными друг другу, что совершенно не соответствует положению вещей.
Учитель — это тот, кто обладает знаниями и опытом, которых у ученика нет и которому надо очень сильно постараться, чтобы их обрести. Учитывая «успехи» наших школьников в сдаче ЕГЭ, впору телесные наказания вводить для учеников, не то что выкать им. Ирина Бакова, директор гимназии №102 им.М.С.
Устиновой: — В нашей стране традиционно школьные педагоги обращаются к своим ученикам на «ты». Обращение на «вы» принято в студенческой среде, поэтому если учителей обяжут говорить «вы» детям, то это приведет к полной смене мировоззрения. И потом, очень часто педагоги обращаются с вопросом не к конкретному ребенку, а к классу целиком, спрашивают «Как вы думаете?»: детям будет тяжело перестроиться, принять, что отныне «вы» — это не весь класс, а конкретный человек.
Рустам Хасанов, руководитель благотворительного фонда «День Добрых Дел»: — До сих пор с восторгом вспоминаю свою преподавательницу по информатике Татьяну Юрьевну Москвину, которая обращалась к нам на «вы», а тех учеников, которые хоть сколько-нибудь понимали в программировании, называла не иначе как «маэстро».
Только представьте себе, с каким трепетом и благоговением мы приходили на информатику. И я до сих пор считаю, что разговаривать с ребенком на «вы» — это очень круто, но каждый педагог должен сам для себя решить, на «вы» он с учеником или на «ты» — это вопрос этики и профессионализма. Юлия Алексеева, свадебный тамада: — Вы спросили, а я подумала: вот, оказывается, как все замечательно решается — надо законодательно велеть людям быть хорошими.
Учителям — уважительными и корректными к ученикам, продавцам — внимательными к покупателям, автолюбителям — жалостливыми к пешеходам. И не надо мучиться, думать: первоклашка — это уже человек или еще только мелочь пузатая? А ведь дело не в форме обращения, дело в истинном отношении к человеку — согласитесь, даже «ты» может быть теплым и добрым, а «вы» — холодным и злым.
Как определяется барьеры педагогического общения?
Титульный лист «Многопрофильная Академия непрерывного образования» Реферат по дисциплине «.» на тему: «БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ» Реферат выполнил ФИО Город, 2019г Содержание Введение 3 1. Определение понятия «барьеры общения» 4 2.
- Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения 7 3.
- Основные виды барьеров педагогического общения 8 4.
- Способы преодоления барьеров в педагогическом общении 10 Заключение 10 Литература 12 Введение Известно, что в последнее время педагогическое общение и его особенности стали приоритетной проблемой.
Это вызвано тем, что именно в условиях вуза происходит передача профессионального опыта и профессиональных знаний, умений и навыков, обучение навыкам взаимодействия с другими людьми, и освоение общечеловеческих ценностей, образцов и норм поведения в обществе.
- Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм.
- Основная функция вуза — формирование личности специалиста.
- И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов.
- Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного, самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. Он осуществляет замыкание между отдельными звеньями, составляющими процессы общения, взаимодействия и установления взаимоприемлемых межличностных отношений. Педагогическое общение изучалось многими исследователями (А.А.
Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик, Н.Н. Обозов, А.В. Мудрик и др.). Проблемам в общении посвящены работы Е.В. Цукановой, И.М. Юсупова, В.Н. Куницына и др.1. Определение понятия «барьеры общения» «Барьер» общения — это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.
Барьер общения — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.
- Установка — это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом.
- Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта.
- Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.
Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства. Личностный аспект является определяющим в классификации «барьеров» основанной на положениях психологии отношений В.Н.Мясищева.
Как учителя должны относиться к своим ученикам?
«Ты никогда не сможешь этого сделать» — Учитель должен всегда поощрять учеников, а не препятствовать им. Ни один учитель не имеет права выносить приговоры ученикам. Он может только показать перспективы, открыть ученику двери в будущее. Когда мы выносим приговор нашим ученикам, то устанавливаем предельный порог того, чего они могут достигнуть.
Кем является учитель для ученика?
Учитель в моей жизни Учитель. Как много смысла в этом слове. Для каждого человека оно имеет различную окраску. Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников.
- Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими.
- Учителем надо родиться.
- Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других.
- И как сказал М.
- Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому»,
- Учитель хорош лишь в том случае, если его слова не расходятся с делом.
Самыми первыми учителями в жизни человека являются его родители, которые не только дают жизнь, но и вкладывают необходимые для жизни знания, прививают нравственные понятия и ценности, принятые в человеческом обществе. Мои родители вырастили меня, сформировали мое мировоззрение, отношение к жизни и к людям, дали опору не только в настоящем, но и в будущем.
- Они заложили основы для дальнейшего развития моих способностей, в последующем в течение одиннадцати лет именно учителя в школе дали мне основную информационную базу в разных отраслях знаний.
- В моей жизни было много хороших учителей, одним из которых является учитель физики.
- Занимаясь на уроке, я с интересом слушала подробные последовательные объяснения учителя по теме, которая для меня была достаточно сложна, и понимала, что примеры, приведенные учителем, делают тему более понятной.
На уроках такого учителя чувствуешь себя комфортно и уверенно в своих силах. Мне нравится атмосфера домашнего уюта, взаимопомощи и поддержки, царящая на уроках. Мне по душе следующее высказывание Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», После школы я надеюсь продолжить обучение и хочу, чтобы на моем жизненном пути встречались именно такие умные, талантливые и справедливые учителя.
Именно такие наставники могут научить не только теории, но и заложить практические основы будущей профессии. Ольга Михайлова, 11В Учитель. Первые ассоциации, конечно же, связаны со школой, уроками, изучением чего-нибудь нового для нас. А еще могут возникнуть такие воспоминания, которые хранятся в памяти каждого человека – первый в его жизни урок, первое знакомство с учителем и школой.
Каждый человек в жизни проходит несколько этапов: рождается, учиться ходить, а через некоторое время следует период учебы. И оттого, с кем человек на этом участке пути, зависит вся его дальнейшая жизнь. Школа – это, по-моему, какое-то волшебное и удивительное место. Но, наверное, не все до конца осознают, кто создает это волшебство.
Чудеса, да и только, но школа является большой и ярчайшей частью нашей жизни. А ведь все это создала не одна пара добрых рук учителей. Я думаю, нельзя сказать, что этот или тот учитель внес большой вклад в твою жизнь, это бы звучало неблагодарно.
Как можно рассматривать отношения учитель ученик?
Развитие отношений «учитель – ученик» можно рассматривать как основу творческого саморазвития личности, условием которого служит включение мотивационно-потребностного механизма «самости» ученика.
Почему школьники влюбляются в учителей?
«Школьный роман»: почему подростки влюбляются в учителей
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- ребенок в обществе
- влюбленность
- проблемы развития
- взросление
Абсолютно каждый ребенок в подростковом возрасте проходит свой период влюбленностей. Объектом любви могут быть сверстники, кумиры (певцы, актеры, лидеры, ведущие и так далее) и даже учитель/учительница. Влюбленность в педагога, с которым подросток постоянно контактирует, явление довольно распространенное. И на это есть свои причины.
- Харизма учителя. Редкий подросток влюбляется в непривлекательного или неинтересного учителя. Объект подростковой влюбленности, как правило, харизматичен, молод и способен увлечь за собой — педагог привлекает их скорее не как конкретный человек, а как некий идеал.
- Нарушение привязанности. Если в семье не выстроена нормальная иерархия или ребенок предоставлен сам себе, влюбленность в педагога становится попыткой компенсировать недостаток значимого взрослого в своей жизни. Им становится учитель, который проявляет симпатию к подростку или чем-то заинтересовывает его.
- Раннее взросление. Некоторые дети взрослеют быстрее сверстников, поэтому даже не рассматривают ровесников в качестве партнеров в отношениях. Героями своих романов (пусть и воображаемых) выбирают людей постарше — друзей старших братьев, педагогов, тренеров и так далее.
Такая влюбленность совершенно нормальна. Подростки, как правило, не решаются нарушить субординацию и признаться педагогу в своих чувствах, и со временем любовь проходит, оставляя после себя симпатию и уважение. В некоторых случаях чувства к учителю могут стать стимулом для развития. Что делать, если узнали о влюбленности Известие о том, что подросток влюблен в учителя, может шокировать. Нам кажется, что он еще слишком маленький, чтобы интересоваться противоположным полом, особенно когда объект симпатии на 5–10 лет старше. Об этом можно узнать случайно, прочитав незакрытые в спешке сообщения в мессенджере ребенка или найдя его дневник.
Почему студентам нельзя встречаться с преподавателями?
В российском законодательстве нет запрета на отношения преподавателя и студента, если у этих отношений нет характера принуждения. В том случае, если присутствует давление или домогательства, это попадает под 40 и 133 статьи Уголовного кодекса. Кроме этого, такие действия являются нарушением прав человека.
Можно ли встречаться преподавателю и студенту?
После громкого убийства аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко доцентом Олегом Соколовым, с которым 24-летняя девушка состояла в отношениях с 2015 года, выяснилось, что подобные связи в главном вузе города – не редкость. Более того, директор института истории Абдулла Даудов заявил : «Никто не может запретить права на любовь и дружбу.
Ни я, ни ректор не можем на это влиять в рамках правового поля». «Собака.ru» попросила психолога Хану Корчемную и юристку Диану Рамазанову объяснить, допустимы ли подобные отношения и чем они могут обернуться для участников. Хана Корчемная, психолог: «С этической точки зрения романтические отношения между преподавателями и студентами недопустимы.
То, что это прямо не прописано в кодексах вузов, – большое упущение, потому что это неочевидно. Главная проблема таких отношений – дисбаланс власти. Конечно, есть люди, которые говорят, что «любви все возрасты покорны», а огромная разница в возрасте и социальном положении – это случайность.
Но на самом деле подобные связи изначально не могут быть равными: преподаватели ставят оценки, от них зависит академическое будущее студентов, защита их дипломов, репутация в вузе и профессиональной среде. Вся власть и ресурсы принятия решений находятся в руках у профессора. Такой расклад увеличивает риск того, что к менее влиятельному партнеру будет применено насилие, принуждение, давление.
При этом второй не может ответить равноценно – и для статусного партнера эта ситуация развращающая, у него больше возможности продавить свое решение или мнение, а другой человек просто не сможет ему возразить, не опасаясь последствий. Если бы люди были равными, то в конфликтных ситуациях они могли бы друг друга уравновешивать.
- Но когда есть прямая зависимость ваших успехов от вашего партнера, при малейшем ухудшении отношений вы будете бояться, что вам причинят вред, что это отразится на вашем будущем.
- При этом у студента гораздо меньше возможностей защититься – версию событий преподавателя, скорее всего, воспримут как более правдивую, у него обычно гораздо больше кредит доверия среди других учителей и учеников.
Из таких отношений студенту выйти гораздо сложнее, даже если есть весомые причины для беспокойства. Главная проблема таких отношений – дисбаланс власти Подобные двойные отношения – нездоровая ситуация для учебного процесса в целом, человек не может разделить сознание и одну и ту же персону воспринимать по-разному.
В этических кодексах психологов, например, это четко прописано: специалист не имеет права вступать в неформальные отношения с клиентами, их родственниками и друзьями. Более того, после окончания терапии он может это сделать только через какой-то внушительный отрезок времени – два-три года. Сложно понять, что может привлекать возрастного и авторитетного преподавателя в человеке гораздо младше, менее опытном, менее знающем.
Возможно, его интересует именно уязвимость, зависимость, слабость, восхищенный взгляд снизу и преклонение. И это, конечно, серьезный повод опасаться, что рано или поздно в отношениях будет применено насилие.
Можно ли писать учителю ночью?
Общение в мессенджерах — Сейчас в соцсетях и мессенджерах учителю можно написать в любое время суток. При этом нет общепринятого свода правил «цифрового этикета», поэтому и родители, и педагоги обычно ведут себя исходя из собственных представлений об удобстве и вежливости.
- «Родители пишут и в 23:00, и в 5:00.
- Я никому ничего не должна.
- Отвечаю по мере возможности».
- «Мне пишут в личные сообщения, чаще всего с 20 до 23 часов.
- Границы я обозначала: кого-то устраивает, кому-то бесполезно об этом говорить.
- Стараюсь всегда отвечать, потому что школа частная, и если я не ответила, а там «пригорает», то дальше звонят сразу директору».
Алёна Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область