В этой связи выделяются 3 типа уроков: 1 тип — уроки формирования речевых навыков.2 тип — уроки совершенствования речевых навыков.3 тип — уроки развития речевых умений.
Какие типы уроков выделяются по ФГОС?
Типология уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Типология уроков |
---|---|
1 | Урок изучения нового материала |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний |
4 | Урок повторения |
Что такое тип урока?
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология» — Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН. Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой). Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету. Комбинированный урок — объединяет теорию и практику. Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер). Урок контроля и коррекции ЗУН.
Какие бывают структуры урока?
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС —
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок, |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Что такое комбинированный тип урока?
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т.д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:
организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; выдача домашнего задания.
Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.
Какие признаки определяют структуру и тип урока?
Тип, и структура уроков зависят от дидактической цели, содержания учебного материала, подготовленности учащихся, места данного урока в системе изучения той или иной темы.
Сколько этапов урока?
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
Что такое структура урока?
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока.I. Организация начала урока (2 минуты).
Какие могут быть цели урока?
Цели урока бывают четырех видов: образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные.
Какие бывают формы работы на уроке?
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.
Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения. Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.
Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.
Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Какой тип урока готовится и проводится учителем литературы вместе с учителем другого предмета?
Что такое интегрированный урок. Сообщение подготовлено учителем ИООШ Коноваленко Т.А. Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.
Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях: ü при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; ü при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; ü при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; ü при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках; ü при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; ü при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Самое узкое место интегрированного урока — это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному.
Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой — ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной.
Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Что такое нестандартный урок?
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся.
- Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников.
- Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.
В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков.
- Уроки-«погружения»
- Уроки – деловые игры
- Уроки-пресс-конференции
- Уроки-соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки-консультации
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки творчества
- Уроки аукционные
- Уроки, которые ведут учащиеся
- Уроки-зачеты
- Уроки-сомнения
- Уроки – творческие отчеты
- Уроки-формулы
- Уроки-конкурсы
- Бинарные уроки
- Уроки – обобщения
- Уроки – фантазии
- Уроки-игры
- Уроки-«суды»
- Уроки поиска истины
- Уроки – лекции «Парадоксы»
- Уроки-концерты
- Уроки-диалоги
- Уроки – «Следствие ведут знатоки»
- Уроки – ролевые игры
- Уроки-конференции
- Уроки-семинары
- Интегральные уроки
- Уроки – «Круговая тренировка»
- Межпредметные уроки – интегрированные уроки
- Уроки-экскурсии
- Уроки игры «Поле чудес»
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Что такое Обзорный урок?
Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа. В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:
- Собственно обзорные темы.
- Обзорное изучение творчества писателя и отдельных произведений.
Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это характеристика исторического периода, литературные течения, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения.
- обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу (вводная тема);
- обзорные темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи (обобщающая тема).
Здесь можно выделить следующие типы уроков-обзоров:
- урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления;
- концептуальные обзоры этапов развития литературы:
- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии;
- обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы;
- проблемно-тематический обзор.
итоговое обзорное занятие, дающее обобщённую панорамную куртину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.
Определим характерное содержание для каждого вида обзорных тем. Обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» (например, «Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века»).
Цель такого вида обзорных тем, которые предшествуют изучению литературы определённого периода, — дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы этого периода. За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого вида.
Учитель продумывает план изучения обзорных тем. Он подсказывается расшифровками, содержащимися в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга. В данном случае не следует забывать об интеграции литературы и истории.