Что Такое Рефлексия В Начальной Школе?

Что Такое Рефлексия В Начальной Школе
Автор: Евсеева Светлана Геннадьевна Приемы рефлексии в начальной школе. Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Что же это такое? Для чего служит данный этап урока? Какие приемы рефлексии существуют? На эти вопросы я попробую ответить в данной статье.

  • Рефлексия (от позднелат.
  • Reflexio – обращение назад) – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
  • В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
  • Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека.

Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач. В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии: 1.

По цели: -Рефлексия эмоционального состояния; -Рефлексия деятельности; -Рефлексия содержания учебного материала.2. По содержанию: — Устная; — Письменная.3. По способу проведения: -Анкета; — Вопрос; — Таблица; — Рисунок.4. По форме: — Фронтальная; — Индивидуальная; — Групповая; — Коллективная. Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.

Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов: «Солнышко» Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. «Смайлики» Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо.

Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. «Карта настроения» Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

Читайте также:  Сколько Времени Дается На Защиту Проекта?

«Цветик – многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Букет» В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — голубой».

«Художественная рефлексия » Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Что такое рефлексия в школе?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, ‘взгляд внутрь себя’. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия на уроке?

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Читайте также:  Что Следует Понимать Под Методами Обучения?

Что такое рефлексия на уроке русского языка?

Галко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №9 г.Слуцка» Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. Конфуций Что такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя: собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании.

Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ.

Умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Важно настроить участников на рефлексию: прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом; при проведении рефлексии учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель.

Читайте также:  Чем Отличается Проект Производства Работ От Технологической Карты?

Что такое рефлексия простыми словами?

Рефле́ксия (тж. рефлекси́я ; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

  1. Его содержание су­ще­ст­вен­но ме­нял­ось на про­тя­же­нии ис­то­рии европейской философии и науки,
  2. В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».

В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г.В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления.

Что такое рефлексия учителя?

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Профессиональная рефлексия для учителя – это вдумчивое и ответственное отношение учителя — профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей.