Что Является Доминирующей Психической Функцией В Младшем Школьном Возрасте?

Что Является Доминирующей Психической Функцией В Младшем Школьном Возрасте
Младший школьный возраст: что нужно учитывать педагогу — Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в каждый возрастной период: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство – манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе.

Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам).

  1. Нервная система младших школьников неустойчива.
  2. Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью.
  3. Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился.
  4. Отсюда быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, младшие школьники быстро отвлекаются, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Также отмечается торопливость в действиях, неточность, неаккуратность. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями.

Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ.

В этот период идёт активная смена молочных зубов, выпадает около двадцати молочных зубов, в том числе и коренные. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей.

Какая психическая функция доминирует в Преддошкольном возрасте?

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Что является центральной психической функцией дошкольного периода развития?

Психические новообразования — Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряжённое с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком.

  1. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.
  2. Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов.
  3. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального.
  4. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.

Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Какая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте?

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка —

  • Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.): ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
  • Ранний возраст (1-3 лет): ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
  • Дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность — игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
  • Младший школьный возраст (7 — 11 лет): ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период,

Какой вид памяти доминирует в раннем детстве?

Развитие памяти — Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша.

Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая. Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока).

Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка.

  1. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.
  2. Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения.
  3. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.
  4. Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер.

В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении.

  1. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).
  2. На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц.
  3. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении.

Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными.

  1. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции.
  2. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.
Читайте также:  Какие Формы Имеет Урок Развивающего Контроля?

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений. Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.

Какой вид мышления доминирует в раннем детстве?

Тема 3.3.4 Развитие мышления в дошкольном возрасте — 1. Генезис форм мышления в детском возрасте.2. Особенности мышления детей дошкольного возраста.3. Детские вопросы как показатель и фактор развития мыслительной деятельности.4. Развитие мыслительных операций в свете теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.5.

Психолого-педагогические условия развития мышления у детей.1. Генезис форм мышления в детском возрасте.Л.С. Выготский выделил 3 линии развития мышлениия – филогенетическая, динамическая (процессуальная) и онтогенетическая, которая видится как линия возрастного анализа психических новообразований, основа понимания развития мышления в детском возрасте.

По его мнению, необходимо выделить возрастные «узлы», в которых оно вместе с другими процессами претерпевает качественные изменения, надстраивающиеся друг над другом. Данные изменения показывают, где одна стадия развития мышления переходит в другую, как меняется форма мышления, переход с одного уровня на другой.

  • Активное бодрствование: с двух до 4,5 недель
  • Сенсорная активность: от 1-1,5 до 2,5-3 мес. — рассматривание, прислушивание; с 2,5-3 до 4-4,5 мес. — «преддействие»: ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля.
  • Манипулирование предметами: « «соотносящее» и функциональное действие к концу первого года жизни ребенка — ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств
  • Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач в раннем детстве.
  • Развитие речи – обобщения – рассуждения.

На ранних этапах развития у детей младшего дошкольного возраста, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности. Малыш, видя, как поливают растение, приходит к выводу, что игрушечного мишку тоже нужно поливать, «чтобы он лучше рос».

Однако, знакомясь с новыми фактами, не совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с действительностью, научается более правильно их обосновывать. Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи.

Девочка пяти лет видит, как в воду бросают маленькую щепочку, обломок спички, сосновую иголку. На основании этих наблюдений она приходит к заключению, что «маленькие, лёгонькие штучки плавают в воде». Когда ей показывают булавку, девочка уверенно говорит: «она не потонет, потому что она маленькая».

Какая психическая функция является ведущей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте в качестве ведущих на каждой из четырех фаз психического развития последовательно выступают функции «осознание», «отношение», «понимание» и «рефлексия».

Какая сфера психики развивается в дошкольном возрасте?

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание.

Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

  • Для деятельности ребенка 6 — 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
  • Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания.
  • У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.

Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 — 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.

Что является основной задачей личностного развития в дошкольном возрасте?

Процесс развития — Детский возраст – наилучшее время для становления личности. Психологи дают советы, чего лучше избегать в общении с ребенком:

  1. Проявления излишней требовательности.
  2. Постоянного контроля.
  3. Давления и требования выполнения непосильных в силу возраста задач.

Известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер утверждает, что для становления личности необходимо позволить ребенку самостоятельно справляться с теми задачами, которые он способен выполнить, и как можно раньше обучать его различным навыкам. Для успешного становления личности важно учитывать следующие педагогические направления:

  1. Создание условий для формирования чувства защищенности, уверенности в себе.
  2. Развитие понимания, что ребенка слышат, с ним советуются, он принимает участие в жизни семьи.
  3. Привитие ответственности за свои поступки, слова.
  4. Формирование навыков поведения в социуме.
  5. Воспитание уважения к старшим.
  6. Развитие умений становления целей, планирования, определения приоритетов.

Советы по развитию личностных качеств ребенка:

  1. Развиваем стремление к свободе. В результате жизненных наблюдений выяснилось, что свобода в занятиях, играх приводит к предприимчивости, активности. При сильном ограничении формируется агрессия и упрямство. На детском языке это звучит «Я сам». Когда ребенок работает над тем, что выбрал по своей инициативе, у него развивается уверенность в своих силах.
  2. Не говорим «нет» настойчивости. Дети постоянно трудятся, осваивая новое действие. Ошибаются, снова повторяют тоже самое десятки раз, до тех пор, пока не добьются результата. Задача родителей – не мешать. Например, ребенок только начал ходить и хочет добраться до мамы, сидящей напротив. Он падает, отрывается от кресла, возвращается назад, теряет равновесие, отползает обратно. И в конце испытывает триумф, добившись своей цели. Уже в этом возрасте малыш проявляет настойчивость. Здесь важно не переусердствовать с гиперопекой. Тогда вырастет человек, который умеет проявить волю, настойчивость в достижении цели.
  3. Даем возможность найти свой путь. Не нужно отправлять ребенка в один вид деятельности. Например, если позанимался танцами и не понравилось, предлагаем другие варианты занятий: музыку, плавание и т.д.
Читайте также:  Чем Отличается Школа Раньше И Сейчас?

В чем заключается специфика психического развития в младшем школьном возрасте?

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель,

Какой психический процесс является ведущим в обеспечении успешного обучения младших школьников?

Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Какой Преобладающий вид мышления у детей младшего школьного возраста?

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет начальных классов Особенности мышления младших школьников. Курсовая работа Выполнила: студентка 301 (б) группы Бабаева М.В. Научный руководитель: Горелова Е.Р. Москва 2014 Оглавление. Введение.3 Глава 1.

Психологические особенности мышления младших школьников,4 1.1.Мышление как психологический процесс.4 1.2. Проблема взаимосвязи мышления и личности ребенка.6 Глава 2. Методические подходы к изучению мышления у младших школьников.10 2.1 Особенности психодиагностики мышления в младшем школьном возрасте.10 2.2 Методы диагностики мышления у младших школьников.10 Заключение.15 Библиография16 Введение.

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

  1. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
  2. Так, психолог А.А.Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления.

Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Актуальность исследования. Эта работа посвящена изучению особенностей мышления младших школьников.

Я попыталась изучить мышление в личностном плане, как мыслительную деятельность, характер и протекание которой определяются личностной организацией субъекта (в данном случае младшего школьника). Проблема изучения особенностей мышления (а именно, отдельных мыслительных процессов) в личностном плане является на сегодня актуальной, так как она мало кем изучена.

Что играет ведущую роль в развитии ребенка до школы?

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

Какая деятельность в раннем возрасте является ведущей?

Ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности.

  • Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта.
  • Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
  • Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским.
  • Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности.

Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности. Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин.

  1. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т.д.).
  2. Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль.
  3. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность.

В процессе занятия ею у ребенка: перестраиваются психические процессы; развиваются новые психологические особенности; формируются другие виды деятельности. Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка.

  • Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее.
  • Орудийные действия.
  • Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами.
  • К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
  • Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия.

Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.

  1. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий.
  2. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
  3. Наглядно-действенное мышление,
  4. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е.
  5. Наглядно-действенным способом.

Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и дидактические игрушки, т.е.

Читайте также:  Как Закончить Презентацию Спасибо За Внимание?

Какая деятельность является ведущей в раннем детстве?

Ведущий вид деятельности в раннем детстве — Замечание 2 В период раннего детства в качестве ведущего вида деятельности выступает предметная деятельность, оказывающая влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его отношения со взрослыми.

  1. В раннем детстве предметы становятся для малыша не просто объектом, а вещью, имеющей определенное предназначение и определенный способ употребления.
  2. Ребенок стремится овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого в данном случае заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый. Однако усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать.

  1. С предметом можно выполнять любые действия;
  2. Предмет может применяться только по его назначению;
  3. С предметом могут осуществляться различные действия, но только если ребенку известно его основное назначение.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов:

  • Первый этап связан с неспецифическим использованием орудий, то есть происходят манипуляции с предметами. Также здесь возможно использование предмета еще до того, как в сознании будут сформированы способы его применения. В качестве примера можно привести использование ложки, когда ребенок уже понимает для чего она нужна, однако неправильно держит ее в процессе питания. В это время происходит овладение специфическими формами употребления предметов;
  • На втором этапе у ребенка можно заметить использование определенных действий в неизвестной ему ситуации. Можно выделить два типа переноса в это время. Первый связан с переносом действия с одного предмета на другой из-за обобщения его функции. Например, когда ребенок уже умеет пить из кружки, он может начать пить и из стакана. Второй перенос обусловлен переносом действия в зависимости от ситуации, то есть ребенок использует один и тот же предмет, но в разных ситуациях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок старается обуть свою игрушку после того, как сам научился обуваться;
  • Последний, третий этап, связан с формирование игровых действий. В это время взрослый человек уже не объясняет ребенку каким образом ему нужно использовать тот или иной предмет и как нужно играть.

Замечание 3 Со временем ребенок начинает сравнивать свойства предметов и операции, которые лучше всего подходят для них. Для психического развития детей в этот период важными являются соотносящие и орудийные действия. Первые можно объяснить, как использование нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях. Примером выступают различные сборно-разборные игрушки.

Какая психическая функция является ведущей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте в качестве ведущих на каждой из четырех фаз психического развития последовательно выступают функции «осознание», «отношение», «понимание» и «рефлексия».

Что относится к психике?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2021 года; проверки требуют 28 правок,

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону ( Россия ), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения, Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. ( март 2022 )

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:

  • Совокупность мыслительных процессов и явлений ( ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой,
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»,
  • Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности,
  • Внутренний мир человека,

Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п. Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.д.

Что относится к Впф?

Высшие психические функции в норме и при патологии —

Главная Библиотека Общая психиатрия Высшие психические функции в норме и при патологии

Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок.

  • Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок.
  • Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь.

Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение.

  • Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С.
  • Выготского, сотрудничает с самим собой.
  • Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности.
  • В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности.

И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю. Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя.

  1. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
  2. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности.

Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.