Что Такое Философская Рефлексия В Чем Ее Суть?


Философская рефлексия: сущность, типы, формы статья — Статья опубликована в высокорейтинговом журнале Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science Статья опубликована в журнале из перечня ВАК Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 августа 2018 г.

Авторы: Лебедев С.А., Лазарев Ф.В. Журнал: Вопросы философии Номер: 6 Год издания: 2016 Издательство: Наука Местоположение издательства: М. Первая страница: 15 Последняя страница: 28 Аннотация: Предмет статьи — систематический анализ одного из главных методов философского познания- философской рефлексии, раскрытие ее сущности, особенностей, форм и типов. Философская рефлексия понимается как теоретическая реконструкция предельных оснований основных видов человеческой деятельности: познавательной, коммуникационной, практической. Выделены следующие виды философской рефлексии: трансдоксальная,парадоксальная,фундаментальная, конститутивная,когнитивная. Показаны возможности и границы каждого из видов рефлексии,а также метода философской рефлексии в целом. Полученные в статье результаты и выводы имеют фундаментальное значение для понимания природы философского знания, закономерностей его функционирования и развития. Добавил в систему: Лебедев Сергей Александрович

Что такое рефлексия простыми словами?

Рефле́ксия (тж. рефлекси́я ; от позднелат. reflexio «обращение назад») — понятие, охватывающее широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

  • Его содержание су­ще­ст­вен­но ме­нял­ось на про­тя­же­нии ис­то­рии европейской философии и науки,
  • В то время, как связанные с рефлексией интуиции усматриваются уже в классической Греции, систематическое рассмотрение обращения ума (интеллекта) к своим собственным действиям началось у неоплатоников и получило свое развитие в схоластической философии в учении о «вторых интенциях».

В Новое время научному рассмотрению рефлексии положил начало Дж. Локк, полемика которого с Г.В. Лейбницем стимулировала мысль И. Канта, придавшего этому понятию гносеологическую окраску. В XVIII—XIX вв. проблематика рефлексии привлекала в основном представителей немецкой классической философии и других мыслителей рационалистического направления.

В чем заключается идея рефлексии у Гегеля?

«Рефлексия, – отмечал Гегель, – есть прежде всего движение мысли, выходящее за преде- лы изолированной определенности и приво- дящее ее в отношение и связь с другими опре- деленностями так, что определенности хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость» [ Гегель, 1974.

Читайте также:  Какие Типы Уроков Относятся К Современным?

Для чего нужна рефлексия?

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Какие типы рефлексии?

УДК 159.93 Ожиганова Галина Валентиновна кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва [email protected] РЕФЛЕКСИЯ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И ВЫСШИЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ В статье с психологической точки зрения проводится анализ понятий рефлексии и рефлексивности.

Дается определение высших рефлексивных способностей, подчеркивается их духовное основание. Отмечается, что изучение рефлексии, рефлексивности и высших рефлексивных способностей требует особых подходов и методов; в качестве таких подходов и методов рассматриваются: моделирование рефлексии, системно-типологический, ме-такогнитивный, дифференциальный и др.

Ключевые слова: понятия рефлексии и рефлексивности, высшие рефлексивные способности, моделирование рефлексии, системно-типологический, метакогнитивнай, дифференциальный подходы. В современном мире все большее значение приобретают рефлексивные возможности человека, его способность осознавать и адекватно оценивать себя и внешний мир, чтобы эффективно действовать в постоянно меняющейся среде.

В этой связи важным и актуальным становится психологический анализ рефлексивных проявлений личности, связанный с понятиями рефлексии, рефлексивности, рефлексивных способностей. Эти вопросы до сих пор исследованы в психологии недостаточно. Понятие «рефлексия» имеет долгую историю применения в рамках философии (Дж.

Локк, Г. Лейбниц, Э. Кант, И. Фихте; Г. Гегель; Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). Обратимся к некоторым философским описаниям рефлексии, близким к психологическим. Таковым, прежде всего, является представление Дж. Лока, который отмечал: «Под рефлексией. я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности»,

Рефлексия, с точки зрения Канта, связана с исследованием оснований познавательной способности человека. Кант выделил два типа рефлексии: логическую (сравнение представлений об окружающем мире) и трансцендентальную (сравнимые представления касаются познавательных способностей, рассудка или чувственности),

Рефлексия изучается не только в философии, но и науковедении, педагогике, лингвистике, социологии, логике и других областях знания, а также в психологии. Понятие рефлексии, будучи включенным в психологическую науку, нуждается в четком определении с точки зрения этой науки.

  • Цель нашего исследования — рассмотреть с психологической точки зрения понятие рефлексии и связанные с ним понятия рефлексивности, рефлексивных способностей, высших рефлексивных способностей и наметить подходы к их изучению в рамках психологии.
  • Одним из первых к психологическому изучению рефлексии обратился А.
Читайте также:  Какие Игры Мы Играли В Детстве?

Буземан. Он определял ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя». Большой вклад в разработку психологического понимания рефлексии внесли А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, В.А. Лефевр, А.В. Россохин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.Б. Старовойтен-ко, В.Д.

Почему важно рефлексировать?

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания? — Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить. Главное — найти время и возможность его применить.

Когда появляется рефлексия?

В.Н. Белкина, И.И.Ревякина ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации,

Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

В философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, а также средством взаимодействия с частными областями знаний. Проблема развития профессионального сознания в настоящее время активно обсуждается в педагогической и психологической литературе,При этом парадоксальным является тот факт, что понятие рефлексии активно входит в педагогическую практику, хотя в психологической науке нет однозначного определения статуса рефлексивности в структуре психики.

  1. Наше исследование базировалось на положении о возрастной динамике развития рефлексивности, ее становлении в юношеском возрасте и её месте в структуре профессионально важных качеств педагога.
  2. Все существующие подходы к пониманию происхождения и развития рефлексивности можно разделить на две группы.
  3. К первой мы относим те, которые рассматривают рефлексивность как феномен в мыслительной деятельности человека.
Читайте также:  Можно Ли Сдавать Егэ По 3 Предметам?

Вторая группа видит рефлексивность в качестве специфического образования в структуре личности. В рамках первого направления наиболее последовательно и поэтапно генезис развития рефлексивных операций представлен у Ж.Пиаже, Рефлексивность, по его мнению, появляется в спорах ребенка со сверстниками, где ему приходится оценивать логичность собственных и чужих утверждений.Ж.

Пиаже выделяет три основных этапа в генезисе рефлексии — период дооперационного мышления, когда ребенком осознаются только цель и результат собственного действия; — период конкретных операций, когда происходит осознание временной и функциональной последовательности действий; — период формальных операций, когда осознаются логические операции, проведенные над собственными действиями.Ж.

Пиаже указывает, что на развитие рефлексивного мышления ребенка оказывают влияние общение со сверстниками, созревание, индивидуальный опыт и деятельность ребенка. Генезис развития рефлексивных процессов в дошкольном возрасте в контексте развития мышления рассмотрен в работах Ю.В.

Что представляет собой сознание в философии?

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще.