Для Чего Учителю Нужен Психологический Анализ Собственного Урока?

Для Чего Учителю Нужен Психологический Анализ Собственного Урока
Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист.

Зачем учителю нужно уметь проводить анализ и самоанализ урока?

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

  1. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
  2. Для чего анализируется урок? Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель,
  3. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа.

Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

  1. Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е.
  2. Необходимых и определенных качеств и свойств.
  3. Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать · современные критерии качества образованности учащихся, · владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, · владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения, Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

  1. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.
  2. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как — бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

Зачем учителю нужно уметь анализировать уроки?

Задачи:

Познакомиться с различными видами анализа урока. Найти пути повышения качества педагогического анализа урока. Использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

Форма — педсовет Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Читайте также:  Как Правильно Писать Свои Желания И Цели?

для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания; внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.

Что такое психологический анализ урока?

Психологический анализ урок. — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Каковы функции анализа урока?

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями. Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.

  1. Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения.
  2. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Главной задачей анализа урока является: — оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания; — выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим; — поиски резервов повышения эффективности их работы.

Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ). Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный,

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований: — дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания); — воспитательных ( использование воспитательных возможностей учебного материала); — психологических ( психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся); — методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока); — санитарно-гигиенических требований.

Как правильно делать самоанализ урока?

Примерные алгоритмы самоанализа урока — Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Читайте также:  Как Составить План В Третьем Классе?

В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это? Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии. Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности. Что удалось/не удалось осуществить? Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки. Краткая характеристика класса : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

  • Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
  • Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики.
  • Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее.
  • Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей. Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода. Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем.

Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию? Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания. Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему? В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Что такое самоанализ урока?

Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе: образец — Самоанализ урока стал неотъемлемой частью совершенствования мастерства учителя. Именно самоанализ позволяет выявить возможные проблемы в организации урока, выборе формы, методов и приемов, реализации ЗУН, целеполагании и формировании УУД. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС предполагает полномасштабный анализ урока, включающий самые разные аспекты.

Что формируется при помощи психологического анализ урока?

Маркова Татьяна Васильевна Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего, для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие. Анализ урока дает ему возможность посмотреть на себя со стороны и переосмыслить, оценить урок в целом и каждый его компонент в отдельности. В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, И.А. Зимняя и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Остановимся на схеме анализа, предложенной Л.Т. Охитиной. Её подход к психологическому анализу урока основан на принципах и положениях развивающего обучения, в соответствии с которым определяется разветвленная структура объектов психологического анализа урока: учитель, ученик, организация познавательной деятельности учащихся. Студентам предлагается сделать анализ своего урока, освещая следующие положения:

класс, учебный предмет, тема, цель урока; как учитываются учителем возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения; в какой мере содержание и структура урока носят развивающий характер? Что преобладает: нагрузка на память учащихся или их мышление? Усвоение знаний происходит в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) или в процессе самостоятельного поиска. Каково соотношение контроля и взаимоконтроля, самоконтроля учащихся; соотношение побуждения к деятельности и принуждения; какие приёмы использовались для формирования положительного отношения к учению, как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся; создавал благоприятный психологический климат в классе. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся; какие виды творческих работ были использованы на уроке; происходит ли формирование учебной деятельности, строятся ли субъект — субъектные отношения; как учитывается уровень обучаемости учащихся и сочетается фронтальная работа в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных заданий, работой в парах.

Читайте также:  Что Может Делать Ученик На Уроке?

Особенности самоорганизации учителя:

подготовленность учителя к уроку; рабочее самочувствие учителя.

Что такое педагогический анализ урока?

Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели.

Что такое анализ в психологии?

Анализ в психологии — В психологии анализ — это познавательный процесс, который реализуется с помощью отражения окружающей действительности в мозге. Анализ существует на чувственной ступени познания. В него входят такие процессы, как ощущение и восприятие.

  • Однако, человек осуществляет не только чувственно-наглядный анализ, но и мыслительный, абстрактно-логический.
  • Если рассматривать более простые формы, то можно сказать, что анализ присущ и животным.
  • Аналитическая деятельность находит отражение в их внешних действиях.
  • Анализировать информацию окружающего мира позволяют анализаторы.

Психологический анализ является главным способом изучения окружающей действительности. Он основывается на различных единицах, которые отличаются друг от друга. Стоит отметить, что анализ подразумевает деление целого на части. Так, при реализации психологического анализа, берется что-то целое и рассматривается со всех ракурсов.

Например, если анализировать деятельность человека, в случае, когда нужно понять, почему он постоянно нарушает правила и всем доставляет дискомфорт, нужно анализировать его не поверхностно, а всего в целом. Нужно разделить его психологические свойства и характеристики на составные части. Для этого надо изучить его.

При осуществлении психологического анализа очень важно понимать и знать, что человек из себя представляет внешне. Потом только можно рассмотреть его внутренние черты. Они хорошо проявляются в темпе разговора, мимике, жестах. Психологи обычно анализируют такие особенности личности как:

темперамент интересы склонности способности

Именно с помощью глубокого изучения психологии личности можно анализировать поведение человека. Например, можно понять, что человек обманывает не потому, что ему это сейчас удобно или нужно, а потому что ему присуща лживость.

Зачем педагогу необходим план Конспект занятия?

Поскольку в плане- конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.

Для чего нужен план конспект урока?

У этого термина существуют и другие значения, см. Конспект, Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся, Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.