Что такое проект и проектная деятельность Проектная деятельность для школьников — это совместное (парная, групповая, семейная и т.д.) учебно-познавательное, творчески направленное действие (возможно даже в игровой форме), имеющее общую целевую установку, достигаемую определенными приемами и методами, а также общий результат, продукт.
Что такое проектная деятельность в начальной школе?
Что такое проектная деятельность — В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна.
Для чего нужны проекты в начальной школе?
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой» Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад.
- И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
- Проектирование в образовании сегодня — привычная практика.
- Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
- Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг. Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу.
Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов», В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся. Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы.
Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии. Компетентностный подход Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века, Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т.д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции: Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее.
Что включает в себя проект?
1. Понятие проекта. Виды и классификация проектов — 1.1 Понятие «проект» В различных источниках можно найти разнообразные определения понятия «проект»; в целом, они не противоречат, а дополняют друг друга. Проект (англ. project )– это:
что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (Толковый словарь Webster); некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (Кодекс знаний об управлении проектами); уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам (ISO/TR 10006:1997(Е)); целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги (Основы профессиональных знаний. НТК); группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей (Project Management Handbook, Cleland, King); временная структура для создания уникального продукта, услуги (PMBoK, Project Management Institute).
Ключевыми особенностями проекта являются:
строгие и обоснованные цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований; наличие внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта, что создает возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ; определенные сроки начала и конца проекта; ограниченные ресурсы; определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления; неизбежность различных конфликтов.
Таким образом, многие проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством,1.2 Проект как объект управления Проект как объект управления описывается совокупностью характеристик: назначение проекта, его стоимость, качество, сроки исполнения, риски и т.д.
- Табл.1). Предметная область проекта – содержательная сущность проекта: цели проекта, задачи, объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения.
- Цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.
- Стратегия проекта – центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии.
Стратегия проекта – это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта. Таблица 1 — Характеристика проекта как объекта управления
Характеристики | Комментарий | ||||||||||||||||||||
Назначение (цель) проекта | — описываются новые продукты или услуги, которые получит потребитель в результате реализации проекта | ||||||||||||||||||||
Стоимость проекта | — сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта | ||||||||||||||||||||
Объемы работ проекта | — количественные показатели объема работ проекта | ||||||||||||||||||||
Сроки выполнения проекта | — время выполнения проекта (даты начала, окончания, продолжительность) | ||||||||||||||||||||
Качество проекта | — соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества | ||||||||||||||||||||
Ресурсы | — ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, например, оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, информационные системы, производственные площади и др.Что такое проект в школе?Информация о материале Школьный проект – это форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение. Типы школьных проектов
Классификация школьных проектов по количеству участников — индивидуальные — парные — групповые Классификация школьных проектов по профилю знаний
Классификация проектов по продолжительности — краткосрочные — средней продолжительности (один – два месяца) — долгосрочные (до года) Паспорт проекта Для оформления проекта потребуется его паспорт, это что-то вроде титульного листа работы. На нем должны быть написаны: — название проекта — руководитель проекта — состав проектной группы — тип проекта — цель проекта — необходимое оборудование — краткое описание проекта — план школьного проекта Этапы школьного проекта
|